Яришки - Зальцбург - Яришки: военный маршрут Маши Мелешко

Маша Мелешко. Январь 1943 года

 

   
   

Я хочу рассказать о своей прабабушке – Марии Сергеевне Демьяненко (девичья фамилия Мелешко). Она самая старшая из живущих в моей семье, ей 85 лет. Её жизнь была наполнена испытаниями и трудностями, которые выпали на историю нашей страны и нашего народа.

 

Родилась она в Украине 27 октября 1927 года в селе Яришки, Барышенского района, Киевской области в простой крестьянской семье. В 7 лет пошла учиться в школу. Когда началась война, бабушка Маня успела окончить только 6 классов. Ей было полных 13 лет, когда немцы пришли в село. А в село, они пришли в первые дни войны, так как дорога на Киев проходила через их село. От Яришки до Киева 176 километров. В сентябре 1941 года немцы отправили её с множеством других людей на принудительные работы в Германию.

 

«В тёмных, холодных вагонах ехали очень долго, еда – вода и сырая брюква. По прибытию в Германию всех согнали в какой-то лагерь, где всех заставили вымыться и сфотографировали с дощечкой на груди, на дощечке писали мелом номер. На следующий день в лагерь в течение дня приезжало много немцев, а мы голодные на холодном ветру стояли весь день. Нас рассматривали, как лошадей на базаре, что-то говорили на непонятном мне в то время языке. Меня выбрал какой-то мужчина с женщиной. Усадили в машину, ехали очень долго по равнине, а затем в горы. Позже, научившись понимать немецкий язык, я узнала, что горы – Альпы, а город – Зальцбург. Семья немцев была богатой, и у них было очень большое имение высоко в горах, взяли меня в услужение или рабство, я должна была много работать….», - вспоминала прабабушка.

 

   
   

Жила прабабушка у немцев всю войну и от наших солдат-освободителей узнала о Великой Победе. Поселили её на чердаке, который, конечно же, не отапливался и лампу с керосином ей тоже не давали, темно, холод и всегда хочется есть, т.к. кормили очень плохо. Работала с пяти утра и до позднего вечера: ухаживала за скотиной, косила траву, навоз носили на поля, молола зерно, присматривать за детьми, а их было трое в семье. Ежедневно нужно было в любую погоду ходить за хворостом, для этого нужно спускаться вниз (имение высоко в горах) в лес набирать хворост и с ним подниматься в гору. В гору не хватало сил подниматься, падает, встаёт, а воздух разряжен… Если опоздала с вязанкой хвороста к определённому времени, то сильно ругали, но не били!

 

Великий Май – освобождение! Долгая проверка документов и возвращение на Родину, в любимую Украину, в родное село. Дома оказалась в начале 1946 года. Слёзы радости и много работы, идёт восстановление родного села, экономики страны.

 

На фотографии моя прабабушка Маша, в Германии, январь 1943 года.

 

История этого снимка такова - к немецким хозяевам пришли гости и у одного из них был с собой фотоаппарат, ради своего развлечения они решили её сфотографировать.

 

На снимке печальное лицо подростка, который жил в постоянном страхе и боялся насилия.

 

Эта фотография помогла ей восстановить справедливость. Дело в том, что родная Украина попыталась отказаться выплатить ей компенсацию, которая положена всем узникам. Правительство Украины ссылалось, что им неизвестно, где она работала, что нет сведений, куда её отправили немцы в сентябре 1941 года с Киева, возможно, что она сбежала и не доехала до места назначения (в Германию - сентябрь 1941), хотя в Казахстане, где она жила и работала с 1954 года, и Белгороде, где проживает и сейчас после распада СССР она получала положенные выплаты.

 

Отправив копию этой фотографии и данные из немецкого фонда «Память, ответственность и будущее» украинское правительство выплатило положенные ей денежные средства.

Все материалы акции «Сохраним историю вместе» >>>

Смотрите также: