Кемерово, 18 июня – АиФ-Кузбасс. Ещё год назад депутаты заговорили о введении в России штрафа за агрессивное вождение. Вот только закон не приняли и замолчали до тех пор, пока недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вновь не вернулся к этому вопросу. Премьер поручил МВД и Минюсту решить вопрос о введении ответственности за опасное и неосторожное вождение. Думается, что кузбасские автомобилисты не будут против, если дорожных хамов наконец приструнят.
КСТАТИ | |
---|---|
В США и ряде европейских стран закон о наказании агрессоров действует уже давно. Там официально формулировка «агрессивное вождение» звучит так: «поведение за рулём, которое преднамеренно ведёт к увеличению риска столкновения либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счёт других участников движения». |
Умер со зла?
Термин «агрессивное вождение» один из инициаторов введения штрафа, депутат Госдумы Ярослав Нилов предлагает толковать как «постоянное перестроение из одной полосы движения в другую, опасное маневрирование, резкое ускорение и торможение, несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями и другие призывы водителя уступить ему дорогу».
У нас с таким вождением водители сталкиваются каждый день, в результате сводки пестрят страшными ДТП. Например, в Кемерове водитель автомобиля Mazda зачем-то вынырнул на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «Лада» – двое погибших, один в критическом состоянии доставлен в больницу. Ясно, что кого-то обгонял… Но что из этого вышло?
Или в Новокузнецке водитель «Лады» на узком участке дороги выехал на встречную полосу и врезался в автобус ПАЗ. В результате ДТП водитель и пассажир «Лады» погибли.
Но из-за хамского поведения на дороге страдают не только они сами, но и простые водители.
Так, в Новокузнецке водитель «Тойоты» резко вывернул в левый ряд, конечно, наплевав на то, что там кто-то кроме него может ехать, и тут же в него врезался мотоциклист. Байкер перелетел через «Тойоту» и упал перед ней на дорогу. Его мотоцикл вылетел на встречную полосу, угодив в «Ладу Приору». Эта авария завершилась пожаром: мотоцикл и отечественная легковушка выгорели до рам.
СТАТИСТИКА | |
---|---|
50% смертей в ДТП происходят из-за выезда на встречную полосу. |
Под Кемеровом «Тойота Витц» выехала на встречную полосу и врезалась в грузовик «Вольво». Легковую иномарку от удара отбросило на другой автомобиль. В результате двойного столкновения все участники ДТП получили травмы.
И, конечно, многие помнят прошлогоднюю аварию, произошедшую в Белове. «Хонда» 27-летней Натальи Пирковой протаранила «газель» «Скорой помощи». Иномарка не уступила дорогу карете «Скорой», хотя та ехала по главной, и на огромной скорости пробила «газель». В этой аварии погиб 22-летний медик Сергей Чернышов. Из пятерых участников аварии не пострадала только сама виновница происшествия.
Узнаёте себя?
Однако инструктор признаёт, что агрессоры другого типа на дороге тоже есть:
Кто они - агрессоры? | |
---|---|
Согласно различным опросам, это: ● мужчины (61%); ● водители в возрасте 18-30 лет (37%); ● преимущественно неженатые/незамужние водители; ● водители со стажем до 5 лет; ● с высоким и средним уровнем доходов; ● водители мощных иномарок и внедорожников. |
– Это водители, которым и собираются объявить войну законодатели. Владельцы дорогих автомобилей, которые на дороге демонстрируют полное безразличие к другим участникам движения, они, даже кичась, не соблюдают правила дорожного движения, будто трасса пуста. Сюда я отношу и других «злобных агрессоров»: им все и всё мешает, передвигаются они медленно, с большими задержками, постоянно озлоблены и раздражены. Есть и ещё один тип «агрессоров» (я их называю «ошпарки») – водители, которые несутся, ничего не видя и не глядя: проскакивают на жёлтый свет, вклиниваются в любую «щель» на дороге, постоянно подрезают отставших и всегда стараются обогнать тебя любым способом.
Вы узнали себя? Тогда начинайте откладывать денежки: такая агрессия будет наказуема!
Авторы проекта предлагают наказывать агрессивных водителей не только денежными штрафами (от 2,5 тыс. рублей до 5 тыс.), но и по уголовному кодексу.
Однако до сих пор непонятно, кто будет выявлять нарушителей. Большинство водителей считают, что, если возложить эти обязанности на сотрудников ГИБДД, увеличится количество взяток, потому что сотрудник ГИБДД будет субъективно подходить к решению этого вопроса.
Агрессор поневоле
Представьте себе ситуацию: вы едете по плохой дороге, выбираете места без ям и колдобин. Большая часть российских дорог не отличается ровностью покрытия. Будет ли такое «виляние» и частое перестраивание из ряда в ряд считаться агрессивным? Или, например, вы собрались обгонять впереди идущий транспорт, включили «поворотник», но, выехав на встречную полосу, переоценили ситуацию и решили вернуться назад, в свой ряд? А что если ваша жена рожает и вам нужно как можно быстрее добраться до роддома? На самом деле таких ситуаций много. И когда едешь вот так, многие тебе вслед, наверное, говорят что-то недоброе, сигналят. А теперь, получается, ещё и за объезд выбоин будут штрафовать?
Алексей БУРДУКОВ, водитель-дальнобойщик
Каждый выбирает сам
Водители-агрессоры ведут себя импульсивно, а значит, непредсказуемо, что порождает у окружающих ощущение опасности. Как правило, такие водители легко возбудимы и эмоционально неуравновешенны.
С психологической точки зрения такого рода поведение говорит о стремлении человека самоутвердиться за счёт других. Необдуманным и лихим поведением он старается показать своё превосходство, повысить свою самооценку, т. к. другие способы самореализации и самоутверждения могут быть для него недоступны. Самоутверждаться можно за счёт собственного роста и развития: в карьере, самопознании, отношениях, хобби. А можно за счёт унижения и притеснения других: постоянно указывать окружающим, что им делать, негативно и агрессивно относиться к миру, в том числе и на дороге.
Также не стоит забывать, что некоторые люди идентифицируют себя со своим социальным статусом или уровнем достатка. Таким людям их высокий социальный статус, высокий уровень дохода или «крутая» машина дают ощущение избранности, вседозволенности и безнаказанности.
Валерий Козлов, доктор медицинских наук, указывает, что водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно!) психические установки (уступать дорогу – не уступать; нарушать – не нарушать; оповещать других водителей об опасности – не оповещать; помогать в беде другим – не помогать и т. д.); свои убеждения («я всегда прав» или «я тоже бываю не прав»; «я один умею правильно водить» или «мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта» и т. п.); суждения («я спешу, поэтому могу нарушить правила», или «я спешу, но нарушать правила не буду»; «я – на роскошной иномарке, и мне все должны уступать дорогу» или «мы все на дороге равны»).
Всё это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает его безопасность.
Елена КУЛЕШОВА, психолог Центра психолого-педагогической помощи
Грань хамства
Превышение скорости, нарушение правил, несоблюдение дистанции – вот, пожалуй, три составляющие агрессивного вождения. И грань между ним и хамством достаточно тонка.
Сам я часто сталкиваюсь с грубостью на дороге. Обычно она исходит либо от молодёжи, либо от водителей на дорогих машинах. Т. е. объехать очередь на светофоре на «Ленд Крузере» и встать первым – самое обычное дело в Новокузнецке. Недавно мы проводили пробег ретромашин в Новокузнецке, наша колонна шла в сопровождении экипажа ГИБДД, однако всё равно водитель на «Камри» пытался колонну обогнать. Успокоился только тогда, когда увидел мигалку полиции.
Как вести себя с агрессором? В гражданском обществе надо сообщать о неадекватном водителе в полицию. В нашем, наверное, не нужно обращать на хама внимания и стараться не нервничать за рулём. Мне кажется, самое главное – это забыть про азарт: он меня обогнал, теперь я его обгоню. Обычно такие гонки заканчиваются плохо.
Ростислав БАРДОКИН, журналист, общественный деятель