В СОВЕТСКИЕ времена ассортимент игрушечных магазинов мало чем отличался от ассортимента других торговых точек. Может, кукол и было много, но все они были как двое из ларца - одинаковы с лица; модели техники, как и продукция отечественного автопрома, также не отличались разнообразием. Современным дошкольникам повезло больше: сегодня в магазинах можно найти игрушку на любой вкус. Однако с этим разнообразием товаров появилась новая проблема: многие игрушки, лежащие на прилавках, никогда бы не прошли психологическую экспертизу. В магазинах продаются куклы со злобными лицами, агрессивные киборги, роботы... Специалисты бьют тревогу: такие персонажи не только ничему не учат детей, но и развивают у них агрессию и различные страхи.
- Вообще, существует огромная проблема с игрушками. Есть отличные деревянные и развивающие игрушки, но они стоят около тысячи рублей. Последний набор своему ребенку я купила за 750 рублей. Но ведь невозможно приобретать такие дорогие товары часто. В основном все недорогие игрушки в наших магазинах - китайского производства. Мало того, что они ломаются через два дня, так вдобавок на них смотреть страшно. Китайские куклы, например, наполовину лысые, страшные, в салатовых платьях, - жалуется мама трехлетней дочери Евгения.
- Мне не нравится, что стало меньше наших, российских игрушек, появилось очень много биоников, различных бэтменов, монстров, - добавляет молодая мама Анна Богданова.
Действительно, в последнее время образы игрушек все больше отходят от российской действительности. Магазины заполнены зарубежной продукцией: рыцарями, спецназовцами, космическими мутантами и роботами, автоматами и мечами, танками и боевыми самолетами. Казалось бы, какая разница, с какими куклами или машинками играет ребенок?
По мнению психолога центра социальной помощи семьи и детям Заводского района Ольги ЛАЗУКО, игрушка - это эталон поведения для ребенка. Дети идентифицируют себя с персонажами и хотят быть похожими на них. Сегодняшних героев для малышей чаще всего определяет телевидение. Пару лет назад дошкольники играли в черепашек-ниндзя, Зену - повелительницу воинов, сегодня - в человека-паука, различных роботов и киборгов.
- Естественно, в зарубежных мультфильмах есть положительные герои. Но проблема даже не в этом. Вспомните образ волка из советских мультиков. Он вроде отрицательный герой, но как он выражает свою злость? У него большие зубы, он может только укусить и все. Волк никогда никого не пинал, не взрывал, не бил. А вот в современных мультфильмах и фильмах появляется много предметов, через которые можно проявлять свою агрессию, - это различные мечи, гранатометы, пистолеты, - говорит Ольга Лазуко.
Многие психологи сходятся во мнении: современные дети стали более жестокими, они разучились общаться и решать проблемные ситуации при помощи разговора. Для школьников становится нормой оскорбить, ударить...
- Это ведь все формируется в детстве. Если мы даем ребенку меч, мы позволяем ему рубить, кромсать, - говорит Ольга Лазуко.
"Нужно подумать, во что ребенок будет играть с этим"
КАК говорят специалисты дошкольного образования, игрушка - это основной инструмент воспитания дошкольника, через нее ребенок познает мир. Психологи добавляют: игрушка стимулирует развитие ребенка, и в первую очередь развитие психологическое. Если игрушка подобрана неправильно, то ребенок не будет развиваться, а того хуже - приобретет отрицательные качества.
Наталья ИГНАТЬЕВА, заведующая кабинетом дошкольного образования МОУ ДПО "Научно-методический центр", готовит для воспитателей рекомендации о том, какие игрушки должны быть в детских садах:
- Прежде всего, игрушка должна соответствовать возрасту детей. Зачем трехлетнему ребенку глобус? Малыш будет использовать его как мячик. А для старшего дошкольника глобус - это развивающая игра. Или, скажем, образная игрушка - кукла. Она должна быть разная для годовалого малыша, которому все равно, кого заворачивать, и для шестилетнего ребенка. Старшему дошкольнику нужна кукла, у которой есть лицо, открываются глазки, есть пальчики, волосы, которые можно заплести в косичку.
По словам специалистов, малышам до трех лет нужны различные кубики, конструкторы. Очень важно, чтобы игровой материал соответствовал цветовому спектру. Цвета кубиков, зайчиков и машинок должны быть яркими, не размытыми, без оттенков. Обращайте внимание на размер - советуют специалисты. Детали от игрушек должны быть не очень маленькими - чтобы дети не могли их проглотить или засунуть в носик.
- Перед тем как купить игрушку, подумайте, во что и как с ней будет играть ребенок. Для этого не обязательно изучать психологию. Ведь очевидно, что, если ребенку покупаешь пистолет, он не будет его заворачивать и укачивать - он будет им стрелять. Старайтесь покупать игрушки, которые стимулируют познание окружающего мира. Например, это может быть посуда. Во-первых, игра будет развивать фантазию, воображение малыша. А во-вторых, игра "в посуду" подразумевает приглашение гостей, общение со взрослыми, что немаловажно для ребенка, - говорит психолог Ольга Лазуко.
А кто-нибудь оценивает игрушки?
И. Соболева, г. Кемерово
МНОГИЕ воспитатели детсадов вспоминают, что несколько десятилетий назад такая комиссия существовала. Специалисты оценивали игрушки с психологической, эстетической точек зрения, анализировали, для какого возраста подходят игрушки. К сожалению, на вопрос "Существует ли подобная комиссия сейчас?" ответа получить не удалось. Ни на устный, ни на письменный запрос в департаменте образования и науки АКО нам не ответили.