С ЯНВАРЯ этого года в девяти школах Кемеровской области начался эксперимент. Начислять зарплату по-новому начали в образовательных учреждениях Ленинска-Кузнецкого, Юрги и Мариинского района. С сентября 2008 года к эксперименту подключились еще более 500 школ Кузбасса, планируется в течение 2009 года все образовательные учреждения перевести на новую систему оплаты труда.
Зачем меняют механизм начисления зарплаты учителям, как изменились доходы педагогов, работающих в экспериментальных школах, и чего еще ждать работникам образования - разобраться в этих вопросах помогли специалисты департамента образования и науки Кемеровской области.
Зачем вводится новая система оплаты труда?
В 2006 ГОДУ с инициативой оказать поддержку регионам, разрабатывающим и внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, направленную на повышение доходов учителей, выступил президент страны В. В. Путин. Очевидные недостатки действующей системы оплаты труда и прямое указание президента страны послужили основанием для разработки новой системы оплаты труда работников образования в Кемеровской области.
В чем суть изменений?
КОЛИЧЕСТВО средств, выделяемых из областного бюджета на выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, не изменилось (средства выделяются по нормативу на одного обучающегося). Изменился лишь механизм распределения фонда оплаты труда между работниками учреждения.
Зарплата педагога ранее состояла из двух частей. Первая - тарифная часть, сумма которой зависела от квалификации учителя, стажа работы и количества преподаваемых часов. Вторая - надтарифный фонд, из которого производилась выплата за внеаудиторную деятельность (внеклассная работа, заведывание кабинетом, классное руководство и т. д.)
В эксперименте тарифная часть зарплаты учителя зависит от интенсивности труда и количества детей в классе. Основой для расчета расценок остаются действующие в настоящее время тарифные ставки, установленные на основе разрядов Единой тарифной сетки. Но если ранее учитель получал тарифную ставку за установленную норму часов (18 ч. в неделю для средних и старших классов и 20 ч. - для начальных классов), то сейчас он получит тот же размер тарифной ставки за эту же норму часов, но при условии преподавания в классе с нормативной наполняемостью (20 чел. в селе, 25 чел. в городе) .
Результаты труда учителя будут учитываться в стимулирующих выплатах. Для этого учреждения формируют стимулирующий фонд.
За что начисляют стимулирующую часть зарплаты?
КАЖДОЕ "экспериментальное" образовательное учреждение определяет для каждой категории работников критерии качества работы, по которым будет оценивать их труд. Разработка критериев, необходимых для осуществления стимулирующих выплат, является для каждого образовательного учреждения основной задачей при введении в учреждении новой системы оплаты труда.
За что стимулируют лучших работников? За наличие у них ученой степени, государственных наград или званий "Почетный работник" и т. д. в сфере образования и прочее, а самое главное - за результаты труда. Критериев оценки результатов труда учителя достаточно много: качество образования, сохранение здоровья учащихся, развитие педагогического творчества и др. Чем больше педагог делает полезного для школьников и школы, тем больше его зарплата.
Критерии у разных школ могут быть разные: в каких-то образовательных учреждениях, например, в гимназиях и лицеях, уровень знаний учеников изначально выше уровня знаний школьников, например, сельских школ. Поэтому и оценивать качество работы учителей одинаково нельзя.
Стоит сказать, что порядок распределения средств из стимулирующей части должен быть согласован с органом государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения.
Что произойдет с зарплатой учителя после нововведения?
В СРЕДНЕМ по сравнению с 2007 годом рост заработной платы девяти школ, участвующих в эксперименте с 1.01.08 г., составил 143%, в том числе учителей - 134,3%. В то время как в других школах области средняя заработная плата за аналогичный период выросла на 112,4%, по учителям - на 115,1%.
Впрочем, сказать однозначно, что заработная плата повысится у всех педагогов 500 школ, которые подключились к эксперименту в этом году, нельзя. У безынициативных учителей она должна уменьшиться, а у педагогов, активно занимающихся внеучебной деятельностью, воспитывающих отличников, повысится. Но по большому счету снижения зарплат произойти не должно, ведь до этого в школах была проведена оптимизация штатной численности (количество работников уменьшилось), а фонд оплаты труда остался в тех же размерах.
Как будет начисляться зарплата директора?
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ школах зарплата директора напрямую зависит от группы по оплате труда, к которой отнесено конкретное общеобразовательное учреждение, наличия у него квалификационной категории и впервые - от зарплаты учителей. Компенсационные выплаты и стимулирование руководителей производится из средств специально созданного централизованного фонда.
Средняя заработная плата директоров "экспериментальных" школ составила 26.758 руб. в месяц вместе со стимулирующими выплатами.
Не потеряют ли в деньгах молодые специалисты?
НОВАЯ система тем и хороша, что и педагоги со стажем, и молодые специалисты имеют равные шансы получать хорошую зарплату. Понятно, что у молодежи, только что пришедшей в школу и имеющей восьмой разряд, базовая часть будет невысока, но вот результаты труда по внеклассной, воспитательной работе у начинающих учителей могут быть выше, тем самым они могут "заработать" на стимулирующих выплатах.
Гладко ли проходит эксперимент?
КОНЕЧНО, есть жалобы от учителей. Чаще всего они связаны с некорректным распределением стимулирующих выплат. Например, в некоторых школах одинаковая надбавка учителю полагается как за подготовку ученика, попавшего на олимпиаду, так и выигравшего ее. Подобные недостатки системы устраняются. Для этого последние два года департамент образования и науки ведет обучение директоров, бухгалтеров школ, а также работников муниципальных органов управлений образования.
С января 2009 года принято решение об оплате труда учителя по показателю "наполняемость классов" в среднем по школе, что поставит базовую часть зарплаты учителей в школе в равные условия.