В ОДНИХ муниципальных образованиях повышение произошло с 1 мая, в других чуть позже - со дня, следующего за опубликованием соответствующих решений местных Советов народных депутатов. Но все города и районы области не перешагнули рекомендованную в обладминистрации планку в 10%, даже несмотря на то, что предполагалось с 1 января увеличение жилищно-коммунальных сборов в два раза выше - 20% по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, недовольство жителей понятно: кто же хочет платить больше при том, что зарплаты не растут, а сейчас и откровенно падают.
Есть разница
НАПОМНИМ, что квартплата состоит из двух составляющих: коммунальных (свет, тепло, вода, канализация, вывоз мусора, лифт) и жилищных услуг (уборка и содержание мест общего пользования, текущий и капитальный ремонт). Расценки на свои услуги коммунальные организации определяют сами. Народные избранники, в свою очередь, их утверждают или отклоняют. Жилищные тарифы на городских советах принимаются только для граждан, проживающих в неприватизированных квартирах и в домах, не определившихся с выбором формы управления. Для всех остальных жителей данные тарифы носят рекомендательный характер и могут быть решением общего собрания как увеличены, так и уменьшены. Сбор на капитальный ремонт может быть вообще отменен, если жители того пожелают. Несколько лет назад Новокузнецк приглашал независимых аудиторов для поверки обоснованности всех предлагаемых к утверждению тарифов. К чести жилищно-коммунальных организаций стоит отметить, что, как правило, расхождения были минимальны - в пределах нескольких копеек. Причем даже тогда, когда из области "спускался" норматив повышения, в Новокузнецке он после проверки аудиторов оставался в разрешенных рамках. Сейчас тариф растет не в соответствии с реальными затратами ЖК-организаций, а в тех минимальных пределах, которые способны и жилищников поддержать, и людям дать возможность сводить концы с концами.
Вынужденное решение
С НАСТУПЛЕНИЕМ экономического кризиса жилищно-коммунальные структуры оказались в неоднозначном положении. С одной стороны они, как и все, вынуждены использовать дорожающие материалы, электроэнергию и т. д., плюс накладывается увеличение процента неплатежей со стороны населения и местных бюджетов (за счет непогашения дотации). С другой стороны, повышение тарифов неизбежно влечет за собой рост недовольства жителей. Для того чтобы не допустить большого взлета ЖК-цен, обладминистрация сначала ограничила увеличение тарифов двадцатью процентами, а потом рекомендовала местным бюджетам погасить эту прибавку за счет собственных средств. В результате жилищные и коммунальные организации должны были получать деньги по новым тарифам, а жители благодаря бюджетной поддержке оставались на прежних позициях. Если бы это происходило год назад, то бюджеты бы справились. Однако сейчас, в условиях снижения налоговых поступлений городские кошельки опустели настолько, что долги перед коммунальщиками, к примеру, в Новокузнецке уже превышают 200 млн рублей. В других городах положение не лучше. Поэтому после долгих споров было решено с бюджетов дополнительное обременение снять, а для жителей тарифы все же повысить, но пока только на 10%.
Тарифное завтра
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ однозначной оценки происходящему процессу сейчас нет. Безусловно, надо помочь жителям региона пережить сложный экономический период, но нельзя и бросать жилищно-коммунальные организации. При этом нельзя забывать о законе. А он в соответствии с проводимой жилищно-коммунальной реформой обязывает муниципалитеты со следующего года отказаться от дотации жителям. Сейчас она составляет 10% от утверждаемого тарифа. Т. е. даже без ежегодного тарифного роста при отказе от дотаций жителям автоматически придется платить больше. Плюс грядет отмена перекрестного субсидирования на коммунальные ресурсы. Сейчас жители платят меньше, чем организации и предприятия. Жилищно-коммунальная реформа предполагает всех поставить в равные условия. Это увеличит тариф уже не на проценты, а, как утверждают специалисты, в разы. Для того чтобы завтра пережить шок, единственное, что можно сделать уже сегодня, - это установить приборы учета. По крайней мере, тогда житель будет платить только за потребляемый ресурс и сможет при необходимости регулировать его использование.