Всего одна изголодавшаяся лиса в Кузбассе наделала столько шума, что некоторые наши земляки начали ратовать за уничтожение всех лис в округе. В селе Проскоково приключился настоящий боевик с летальным исходом для главной героини, которая, возможно, была больна бешенством.
Утром, около 7.15 на улице села Проскоково, что в Юргинском районе, дала о себе знать пришлая лиса. Она сзади набросилась на женщину, которая шла по своим утренним делам, и, несколько раз укусив ее, ретировалась. Но пропадала лиса считанные минуты до того времени, пока ей на дороге не попалась еще одна селянка. Однако женщина любительницу курятины заметила и, когда та кинулась на нее, она шлепнула рыжую по голове своей сумкой. Лиса отступила. Женщина, не медля, сообщила о происшествии главе Проскоково Владимиру Борисюку, а тот позвонил охотнику Леониду Гончарову. Через три минуты они нашли убегающую лису, выгнали ее за пределы села, где на всякий случай (по всему видно было, что бешеная) пристрелили. В 7.55 рыжая хищница уже никому не угрожала.
Уничтожить как вид?
Нападение лисы сразу дало почву для обычных призывов и заявлений, мол, человечество в опасности. "Бешеные лисы нападают на жителей Кузбасса", "Лиса напала..." и т. д. Они довели людей до того, что те стали призывать к уничтожению всех лисиц в районах, обжитых человеком, ведь бешенство, которое они разносят, - смертельно опасная для человека болезнь. Но у страха, как и положено, глаза велики.
- Видел я ту лису, - говорит Владимир Борисюк, - задохлая, облезлая, размером с воробья. В село ее, скорее всего, привел голод, ведь в весеннем лесу больному зверю пропитание найти трудно.
В весеннем лесу и правда не много съестного, в т. ч. благодаря стараниям человека. Зверям за обедом некуда податься, кроме как к мусоркам возле деревень и городов или, в идеале, поближе к курятникам. И та лиса, как можно заключить по ее поступку, пришла к людям не от легкого урчания в животе и не от ненависти к роду людскому, а именно с голодухи. Причем, как и следовало полагать, появление дикого зверя в деревне - это случай, из ряда вон выходящий.
Из деревни вкусно пахнет
- За десять лет моей работы в селе лиса сюда приходит всего второй раз, - говорит Борисюк. - На человека хищник нападает вообще впервые.
Две лисы за десять лет - это еще не повод бить в набат. Лисы специально к человеку не пойдут, и организованной группой на село нападать не будут. Очаг распространения бешенства среди диких зверей, находящийся на границе Новосибирской и Кемеровской областей, давно всем известен, тем не менее люди там живут и страдают от бешеных животных не больше остальных. К тому же мы сами виноваты, что лисы и барсуки перебираются поближе к деревням и городам: хищников привлекают мусор и останки павших или забитых животных, а также зайцы, которые перебираются поближе к огородам и садам.
- Нормальная лиса в деревню среди белого дня не пойдет: она боится человека, - говорит Алексей РОМАШКИН, главный охотовед Юрги и Юргинского района. - Бешеная лиса может появиться на виду у людей, но уже в последней стадии болезни, когда она агрессивно кидается на всех встречных, дерется с собаками. В Проскоково была четвертая лиса в районе, за последние месяцы вышедшая к людям. В ноябре лиса приходила в Мальцево, в феврале - в Поперечное, 12 апреля лису (уже точно известно, что бешеную) подстрелили в Верх-Тайменке.