Все чаще интересы жителей Новокузнецкого района не совпадают с интересами разработчиков угля.
Угольные карьеры, в прямом смысле слова, мешают жить простым гражданам, а новые рабочие места и дополнительные налоги в местный бюджет являются слабым утешением, когда угольный разрез наступает на жилые дома. В поселке Рассвет отвал уже практически граничит с огородами тех селян, которые живут на окраине. В непосредственной близости от жилых домов гремят мощные взрывы, в результате трещат фундаменты, трескаются стены и потолки в квартирах. За несколько минут до взрывов из местной школы эвакуируют учеников. Кроме того, районная администрация вынесла решение о сносе скважины, откуда 800 жителей поселка брали питьевую воду, - этот участок потребовался разрезу. Взамен обустроены две другие скважины, но находятся они там, где более 70 лет была свалка отходов. Помочь жителям поселка пытаются полтора десятка государственных органов различного уровня. Пока безрезультатно.
Теперь к жителям поселка Рассвет присоединились земляки из Новокузнецкого района - жители Костенково, Березово, Алексеевки, Апанаса, Матюшино, которые тоже страдают от действий угольного разреза и администрации района. Крупный промышленный холдинг выкупил хозяйство в Костенково, чтобы организовать вблизи поселка угледобычу. Новый владелец, как это стало известно, не планировал содержать стадо дойных коров в 700 голов. Дояркам и механизаторам предложили переобучиться на угольные профессии. После вмешательства областной администрации (в середине апреля проходило выездное заседание коллегии) селяне получили заверения, что совхоз останется, более того, заработная плата работникам увеличится в два раза, а горные работы будут остановлены с учетом санитарно-защитных зон. Пока это еще только обещания.
Сердит не только Рассвет
Но не только на Костенковской сельской территории угольщики ущемляют права граждан. Несколько лет назад деревня Корчаколь, относившаяся к пос. Малиновка, неожиданно для местных жителей стала территорией Новокузнецкого района. По-прежнему корчакольские ребятишки, переправившись через речку, учатся в малиновской школе, в поселке жители покупают продукты, пользуются малиновским транспортом. Но юридически они живут на территории другого муниципального образования. Жители убеждены, что перемены вызваны близостью угольного карьера, которому в ближайшие годы надо будет расширяться. Что будет с их домами, пока приходится лишь гадать.
В пос. Металлургов скупают земельные паи. Местные жители уступают землю за бесценок. Рядом с этим населенным пунктом Талдинское месторождение, и можно догадаться, кому понадобились земельные паи селян. К тому же местное сельское хозяйство без социальных потрясений сходит на нет. Поля зарастают бурьяном, что позволит скоро вывести их земли из разряда сельскохозяйственных.
Начали обращаться в различные инстанции жители деревни Увал. Возле этого населенного пункта готовится строительство шахты. Местные жители съездили на другие предприятия компании - своего будущего соседа, посмотрели на очистные сооружения, которые действуют там. После увиденного им почему-то совсем не верится в экологичность нового производства. А вокруг будущей шахты лосиные тропы, бобровое озеро, чистая пока тайга и речка.
С власти взятки гладки
В середине апреля губернатор Аман Тулеев направил телеграммы главам сельских территорий Кузбасса, в которых сообщалось о ситуации с оформлением земли в Новокузнецком районе. Главе Новокузнецкого района Сергею Ковардакову было объявлено замечание и выдвинуто требование в трехдневный срок принять решение о соответствии занимаемой должности его заместителя Аллы Горшковой и председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Светланы Жгилевой.
После той строгой телеграммы прошло две недели. Алла Горшкова, как оказалось, соответствует занимаемой должности. Светлана Жгилева сейчас находится на лечении в стационаре. Ее обязанности выполняет Любовь Трухина, переведенная на решение земельных вопросов с социальной работы.
Остается лишь гадать о причинах такого решения главы Новокузнецкого района, которому нагоняй от губернатора не страшен.