Сегодня Семёна знают как баяниста во всём мире. Кроме того, мужчина уже и сам воспитывает будущих звёзд, преподавая в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве.
Играть, как папа
Баянистом Семён Шмельков мечтал стать с детства. Рос он в музыкальной семье: папа – баянист, директор кемеровской музыкальной школы № 4, мама – пианистка, концертмейстер. Как рассказывает сам Семён, ему всегда нравилась игра отца. Папа и стал первым учителем. «Во время учёбы в музыкальной школе моим самым большим достижением была вторая премия на городском конкурсе в 1996 г. Выступал в составе ансамблей с домрами, даже играл на ударной установке», - вспоминает баянист.
А уже в 1997 г. профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Александр Крупин предложил мальчику учиться у него в лицее при консерватории. Как признаётся баянист, задача эта была непростая. Во-первых, пришлось уехать из дома и с 13 лет жить в интернате. Во-вторых, сложный формат обучения, когда всё ориентировано на занятия музыкой. Приходилось много работать над собой, ведь талантливых детей было много, а значит, и конкуренция серьёзная. Но атмосфера творчества, возможность слышать студентов консерватории и посещать филармонические концерты сглаживали все трудности.
«После года обучения в лицее выступал на открытом кузбасском региональном конкурсе в Кемерове. Это, наверное, был самый ответственный момент. Ведь нужно было доказать, что я не растворился лицее, а смог достичь каких-то результатов за прошедший год», - вспоминает Семён. На том конкурсе он завоевал Гран-при. Во время обучения в Новосибирске будущий баянист регулярно выезжал в Кемерово и другие города Кузбасса с концертами.
Творческие эксперименты
Прежде чем стать преподавателем РАМ им. Гнесиных, Семён сам окончил академию и аспирантуру в классе народного артиста РФ Фридриха Липса. Ещё студентом стал победителем международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании, Китае, Украине. В Москве всегда было много талантливых музыкантов, поэтому, чтобы занять свою нишу, нужно хорошо постараться. Семён и сейчас продолжает развиваться, придумывать что-то новое, экспериментировать. Например, «поиграл» с «Пляской смерти» Камиля Сен-Санса. Как объясняет баянист, традиционно «Пляску смерти» исполняют в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа. Кемеровчанин же решил максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения.
Преподавать в академии Семён начал в 2010 г., когда учился на третьем курсе аспирантуры. Работу в таком легендарном учебном заведении баянист считает не только большой честью, но и большим авансом. У музыканта уже есть свой подход к воспитанию новых звёзд. «Традиционно сложилось так, что баянисты играют музыку, начиная с периода Баха. А эпоху Возрождения только изучают, потому что считается, что она не для исполнения. У меня возникла мысль: а почему бы не попробовать сыграть её на баяне? Ведь хорошая музыка была и до Баха. Большое место в обучении ребят занимает исполнение современной музыки, сотрудничество с композиторами и, конечно, непрерывные поиски возможностей исполнения на баяне мировых шедевров разных столетий», - говорит баянист.
Семён Шмельков в Гнесинке работает по трём направлениям: школа, училище и академия. Сегодня у него уже есть свои звёздочки, которыми он гордится. В музыкальной школе, например, учатся три сестры Колмогорцевы. Они специально переехали в Москву из Ивановской области, чтобы поступить в Музыкальную школу РАМ им. Гнесиных и учиться у Шмелькова. Они за один учебный год стали победителями четырёх международных конкурсов. А в академии учится Алексей Колымаев (он переехал в столицу из закрытого города Саров), который уже стал лауреатом двух международных конкурсов в Уфе и Ростове-на-Дону. Молодой человек оказался настолько одарённым, что поступил в академию, минуя училище.
Баян ещё живёт?
Если в Советском Союзе баян был широко распространён, то в настоящее время, кажется, интереса к нему меньше. Но, по мнению Семёна Шмелькова, именно сегодня этот музыкальный инструмент возрождается. «Начиная с 90-х, когда многие ценности СССР были пересмотрены, изменилось и отношение к баяну. Его стали считать немодным, пережитком времени, его начали вытеснять с телевидения. Но в 2000-е началось возрождение. Конечно, нам ещё далеко до уровня СССР, но уже сейчас баян и аккордеон звучат на ТВ, на всевозможных праздниках. Любовь к инструменту разгорается с новой силой», - считает баянист.
Как объясняет Семён, баян просто пережил трансформацию и уже вошёл в эстраду. «Популярные музыканты тоже не обходят его стороной. Во многих хитах мы можем услышать баян-аккордеон. Баян снова становится модным, и это здорово!» - считает музыкант.
В своём репертуаре он тоже старается сочетать интересные современные и классические сочинения. Сегодня Семён гастролирует по всему миру. В ноябре, например, был с концертами в девяти городах Австрии. В июле посетил Польшу, где кроме концерта провёл мастер-класс для юных исполнителей. «Баян ценят везде. Просто где-то публика более восторженная, а где-то более сдержанная. Италия и Испания, например, встречают всегда очень эмоционально, а австрийцы более сдержанные. В России более сдержанная публика, например, в Нижнем Новгороде», - говорит баянист.
Старается Семён приезжать каждый год и в родной Кемерово. Очередной концерт баянист запланировал на конец ноября – начало декабря, но вопрос пока ещё решается. Семён бывает в Кемерове в качестве члена жюри Международного конкурса «Сибириада», Всесибирского фестиваля-конкурса искусств им. Вернера. «Конечно, хотелось бы выезжать и в другие кузбасские города и районы, особенно далёкие от центра. Но, к сожалению, гастроли обычно оплачивают только на один город», - говорит Семён. Поэтому пока гастрольный тур по Кузбассу остаётся в мечтах. Как отмечает музыкант, ему хотелось бы больше общаться с кемеровчанами не только во время концертов. Хочется проводить в том числе и мастер-классы, но это тоже пока только мечты.