В декабре 2018 г. цены на продукты питания выросли на 1,5%, за весь прошлый год – на 4,2%. Больше всего подорожали яйца. В некоторых магазинах – на 30 рублей! Утешительных прогнозов на начало нового года эксперты не дают. Наоборот, отмечают, что придётся в очередной раз затянуть пояса. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».
Что ударило по карманам?
Ещё в октябре прошлого года в магазинах известной томской сети, завоевавшей кемеровский рынок, можно было купить десяток яиц первой категории за 46,90 руб. К концу года цена подросла на 11 руб. Сегодня тот же самый десяток стоит уже 57,95 руб. И это не самая высокая цена по городу. В одной из крупных федеральных сетей, к примеру, десяток яиц первой категории стоит 64,60 – это минимальная цена. Есть и дороже 70-ти руб. По сохранившимся чекам видно, что рост цен на яйца с лета 2018 г. составил 32 руб.! Дорожали они, конечно, постепенно: в августе десяток стоил 32,90 руб., в ноябре – 46,90 руб. Читатели из различных городов области часто жалуются, что за коммуналку платят больше, чем кемеровчане. Но зато цены на продукты там растут медленнее. Например, в Ленинске-Кузнецком, согласно мониторингу, опубликованному на сайте городской администрации, минимальная цена десятка на сегодняшний день – 59,80 руб. Послужит ли это хоть каким-то утешением для кузбассовцев?
По данным Кемеровостата, в среднем куриные яйца в декабре по сравнению с ноябрём подорожали на 11,1%, а за год цена увеличилась на 22,9%! Куры и их хозяева об официальных темпах инфляции не слышали. Их, похоже, устраивает инфляция только галопирующая, как в 1990-е!
Удивляет и стоимость сливочного масла. Одинаковые состав, жирность, объём, разный только производитель и цена: новокузнецкое может стоить 52,90 руб., а крупного федерального производителя – 129 руб. У потребителя возникает вопрос: а какое брать? Зависит ли от цены качество и вкус? Как объясняет доцент технологического института пищевой промышленности КемГУ Елена Лобачёва, оценить качество продукта невозможно без специальной экспертизы, которая проверит реальный состав и сделает вывод, не сэкономил ли производитель на сырье. Также разницу в цене можно объяснить с точки зрения экономики. «Конечная цена продукта складывается из себестоимости. Во-первых, сырьё: сколько стоит молоко в регионе-производителе. Нужно понимать, что, чтобы произвести тонну масла, нужно три-четыре тонны сливок, а для этого – четыре тонны молока. Во-вторых, логистика. Товар, который произведён за пределами региона, будет дороже из-за больших транспортных расходов. Также нужно обращать внимание и на упаковку. При этом технологии производства, действительно, могут быть одинаковыми», - объясняет Елена Михайловна.
Почему так дорого?
По карману простого покупателя рост цен уже ударил ощутимо. Учитывая, что подорожали и другие продукты: мясо – на 5,7% за год, птица – на 14,5%, молочка – на 1,3%, хлеб – на 4,4% и т. д. Сегодня для семьи с ребёнком при покупке стандартного минимального набора продуктов (хлеб, молоко, яйца, мясо, хотя бы куриное) и детского питания в магазине придётся оставить намного больше 1000 руб.
Владимир Шабашев |
Как объясняет ситуацию доктор экономических наук, профессор КемГУ Владимир Шабашев, сегодняшний рост цен в первую очередь может быть связан с увеличением с 1 января ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Это, как отмечает эксперт, отразится не только на самих продуктах, но и на стоимости сырья, оборудования, упаковок и т. д. «Получается, что у производителей растут издержки, что влияет на конечную стоимость товара. Не стоит забывать и о накрутке торговых сетей. Вместе с тем общий рост цен на продукты в 4,2% за год - это рыночный показатель. Он соответствует всем прогнозам и манёврам, которые принимало правительство в прошлом году, чтобы, к примеру, сдержать рост цен на тот же бензин. Однако можно с уверенностью утверждать, что повышение НДС приведёт к дальнейшему росту цен в текущем году, особенно в первом квартале. Есть оценки экспертов, что товары могут в целом подорожать на 5%. Это, на мой взгляд, оптимистичный прогноз. Думаю, что в реальности повышение окажется выше – в среднем на 8-10% за первый квартал», - считает Владимир Алексеевич.
Как отмечает эксперт, разница стоимости одних и тех же товаров в разных магазинах объясняется в том числе и затратами сети. Так, в одной сети цены могут быть заметно ниже, чем в другой, благодаря оптимизации издержек, в том числе за счёт плотности использования площадей. Продавцы могут выполнять роль не только кассиров, но и охранников, грузчиков, работников склада, т. е. штат сотрудников тоже может быть меньше. Кроме того, сеть может быть частью холдинга, в котором есть и своё производство - молочная продукция, кондитерская. Это позволяет их снижать на те товары, которые сеть произвела сама. А федеральные сети ориентируются на «индивидуального оптовика», который закупает продукты сразу на неделю или на месяц. «Это могут быть состоятельные люди, которые не смотрят на цену и не пойдут в один магазин за яйцами, а в другой за молоком, потому что там скидка», - отмечает Владимир Алексеевич. Такие люди пока есть.