Всем известно расхожее выражение о том, что деньги не пахнут. А сегодня можно сказать, что денег не видно! Новые технологии уже позволяют даже ипотеку оформить и квартиру купить, не вставая с дивана.
Электронные деньги и правда не видно, не слышно. Это просто цифры. И такой оборот имеет свои последствия и для банков, и для нас, простых граждан.
Хоть к застройщику не ходи
Купить золото или открыть валютный вклад в несколько кликов во Всемирной сети уже давно не проблема, но жильё и ипотечные кредиты стали настолько же доступны только в конце прошлого года. И как раз ко времени.
По данным Татьяны ВОТИНОВОЙ, заместителя управляющего отделением по Кемеровской области Сибирского главного управления ЦБ РФ, в 2016 году на ипотечном рынке произошло оживление. За год по области банки выдали 20 млрд рублей в качестве ипотечных кредитов. Это на 3 млрд больше, чем в 2015 году. На это повлияло множество факторов, и не последним из них стало снижение процентных ставок по ипотеке. Сегодня минимальная ставка в области составляет около 8,4%, если берёшь ипотеку через застройщика-партнёра.
Кстати, оформление заявки на ипотеку в офисе застройщика – это был первый шаг на пути упрощения ипотечного кредитования. Сегодня многие банки, в том числе «Россельхозбанк», ВТБ24, Сбербанк предоставляют свои кредиты таким образом: приходишь в офис продаж строительной фирмы, а там тебя уже ждут представители банков. Выбираешь квартиру, тут же оформляешь заявку на кредит.
Но Сбербанк в развитии цифровых услуг пошёл ещё дальше. Уже доступен его интернет-сервис «ДомКлик». Тут можно подыскать квартиру, подать заявку на ипотечный кредит в банк и получить её одобрение за короткий срок. Есть и мобильное приложение, которое открывает доступ к целой экосистеме, в которой все ипотечные услуги получаешь без беготни и очередей. А придя в офис банка на подписание кредитного договора, можно сразу направить документы на регистрацию сделки в Россреестр.
Банк перестаёт быть просто банком, а становится платформой, на которой клиент может выстроить финансовую часть жизни, как он выстраивает свой досуг, например, совместно с провайдером мультимедиа-сервисов.
«Почти ничего не делал»
Потребители уже протестировали новейший сервис. Александр Подтяжкин, мастер смены обогатительной фабрики, говорит, что на оформление заявки на кредит онлайн потратил не больше 15 минут. Он получает зарплату на карту Сбербанка, поэтому к заявке нужно было приложить только копии страниц паспорта - Александр приложил фото, сделанные на камеру телефона.
Через три дня пришёл ответ, что ипотека одобрена и нужно зайти в банк, чтобы встретиться с менеджером и подписать документы. Александр говорит, что труда это не составило. За время оформления сделки визитов в банк было всего два: подписать документы по ипотеке и забрать документы по квартире (банк сам проверяет чистоту сделки). Оба эти визита, по словам клиента, отняли у него всего по несколько минут.
Правда, квартиру Александр подбирал по старинке: увидел подходящий вариант на сайте объявлений и взял двушку на вторичном рынке. Поэтому оформлением документов по самой сделке занялось агентство недвижимости. Свои впечатления от общения с новыми технологиями Александр описывает довольно просто и с юмором: «Да я почти ничего не делал!»
Дальше будет проще
«Те новейшие услуги, которые сегодня уже доступны клиентам банка, предвосхищают спрос на них примерно на год-два, – говорит Татьяна ГАЛКИНА, управляющий Кемеровским отделением Сбербанка. – Но это говорит лишь о том, что нам надо очень продуктивно использовать это время для максимальной подготовки к пиковым оборотам». А такие пики уже случались. В 2014 году, когда общество охватила финансовая паника и все кинулись за ипотекой, с наплывом клиентов помогала справляться именно передовая технология «кредитной фабрики», в которой всё предельно автоматизировано. В итоге ни очередей, ни толкотни не было. Был только существенный рост числа выданных кредитов.