Какой именно опыт соседей может пригодиться Кемеровской области, которая должна стать регионом № 1 за Уралом, выяснял корреспондент «АиФ-Кузбасс».
Похожих нет
Несмотря на то, что в каждом соседнем регионе живёт примерно одинаковое количество человек (в Алтайском крае чуть меньше, чем в Кузбассе, в Красноярском – побольше), больше сходств между ними не найти.
Новосибирская область – регион с городом миллионником в центре. И эта центральная, как принято сейчас говорить, агломерация насчитывает почти 2 млн человек. Здесь огромная концентрация мыслящих и активных людей, идей, инноваций, бизнеса. Возможно, если бы Кемерово был миллионником, в нём жизнь кипела бы точно так же. Но в Кузбассе всё городское население живёт в большом количестве разных городов. К центру тяготеют разве что Берёзовский и Топки. Юрга, Анжеро-Судженск, Мариинск – ближе к Томску. Прокопьевск, Киселёвск, Осинники, Калтан – к Новокузнецку. Крупный центр добычи угля – Белово – равноудалён от всех городов. Гурьевск и Салаир стоят на пути к Барнаулу и т. д.
Красноярск еле-еле перешагнул миллионный рубеж, но метро ещё не заслужил. Красноярцы любят на выходные уезжать за город. Как правило, это три-четыре часа пути. Они любят и кузбасский Шерегеш. Одно доставляет неудобства – дорога в районе Мариинска. На ней можно оставить не только подвеску, но и жизнь.
Кстати, почти во всех соседних регионах есть дороги с асфальтированной обочиной на особо нагруженных участках. Есть куда юркнуть при аварийной ситуации. В Кузбассе, когда встречаешься с кем-то на встречной, вырулить некуда.
Кемерово и Новокузнецк ближе по количеству населения к Томску и Барнаулу - приблизительно около 600 тыс. человек в каждом. Но Томск – это город студентов со старейшими вузами Сибири, которые имеют видные места в мировых рейтингах. И даже в Барнауле, который очень похож на кузбасские города, есть что-то неуловимо иное. Бизнесмены здесь говорят о передовых технологиях, машиностроители сотрудничают с европейскими концернами, а историки гордятся многовековой историей, которую хоть как-то удаётся сохранить.
И да! В Барнауле воплощена в жизнь старинная кемеровская мечта: там есть свой настоящий, организованный и зарегистрированный по всем правилам зоопарк.
Доходные пути
При этом по области разбросаны все ресурсы, которыми с успехом пользуются соседи Кемеровской области.
Например, Красноярск и Новосибирск стоят на Транссибирской железнодорожной магистрали, пропуская потоки грузов, имея возможность налаживать троговые связи со всем миром. Да даже простому человеку, если надо куда-то из Кемерова отправиться на поезде на запад или восток, сначала придётся ехать в Тайгу, Юргу, но лучше в Новосибирск и садиться на поезд дальнего следования, чтобы уехать без проблем. Если только у него нет собственного поезда, как у Валерия Гергиева.
Однако на Транссибе стоят и кузбасские Юрга, Тайга, Мариинск. Это крупные узловые станции, рядом с которыми обязательно должны быть логистические центры, производства упаковки, посуды и др., сервисные предприятия для грузовиков.
Промышленно-логистический парк Новосибирской области именно тем и привлекает инвестиции, что одновременно расположен и вблизи федеральной трассы, и вблизи от Транссиба. Там производят товары, которые тут же отправляются по всей стране. Там держат свои склады крупнейшие торговые сети.
В Юрге ещё в начале 2000-х планировалось создать нечто подобное, но гораздо меньших масштабов. Тогда шли разговоры об открытии водочного склада, который аккумулировал бы продукцию, вёл учёт, а потом распространял по России именно по Транссибу и федеральной трассе. Но дальше разговоров и назначения директора дела у склада не пошли.
Теперь промышленно-индустриальный парк открыт в Новокузнецке. Активности он пока не проявляет и вряд ли будет хоть чем-то так же привлекателен, как парк Новосибирской области.
Когда-то все ездили именно в Тайгу за каким бы то ни было товаром. Там можно было добыть всё! Но теперь товарные составы идут мимо. В Тайге нет ничего, чтобы их принять.
Моста не хватает
А вот с точки зрения развития городских пространств в Кузбассе всё не так плохо. Даже Кемерово ещё не задыхается в пробках. Но это не значит, что столице Кузнецкого края не нужен третий мост через Томь и объездная дорога. Ещё как нужны! Ведь со снижением транзитного автотрафика разгрузится центр города, снизятся выхлопы вредных веществ в атмосферу, меньше средств понадобится на восстановление автодорожного полотна, которое то и дело разбивается многотонными фурами. Кстати, эти важные для областного центра инфраструктурные проекты можно было давно построить. По расчётам транзитный обход Кемерова оценивается в 68 млрд рублей. Если вспомнить, что в год областная казна тратит около 11 млрд рублей на компенсацию разницы в тарифах на тепло, горячую и холодную воду, доплачивая ресурсоснабжающим организациям области за население, то получается, что на мост и дорогу можно было бы накопить всего за шесть лет.
Новосибирск планирует строить четвёртый мост через Обь. Красноярск расширяет свои дороги в преддверии Универсиады-2019. Но они делают это с опозданием. У Кемерова есть шанс сделать дороги наперёд. А в Новокузнецке эту проблему надо решать просто срочным образом. А ещё нам предстоит достраивать автомагистраль Кемерово - Ленинск-Кузнецкий, давно в планах строительство прямой трассы в Хакасию, говорилось и об укладке асфальтового покрытия на дороге из Таштагола в Турочак. Что говорить, у нас требуют ремонта около полутысячи дворовых территорий, и на это тоже нужны средства.
Ставка на чёрное
Учёные и студенты не так давно обсуждали перспективы новой кузбасской индустриализации. Начальник областного департамента промышленности Леонид Старосвет отметил, что для социально-экономического роста региона стратегически важны машиностроительная, химическая, нефтеперерабатывающая и угледобывающая отрасли.
Но проблема в том, что основная ставка сделана на угледобывающую отрасль. Соседям Кузбасса логика этого решения понятна: власти ориентируются на крупного налогоплательщика. Отпадает всякая необходимость заниматься развитием малого бизнеса, когда растут цены на уголь. Бюджет наполняется сам собой. Не нужны все эти сложные механизмы социального взаимодействия, больше напоминающие хаос, чем стройную систему? Не нужны роботы, не нужен искусственный интеллект, не нужны машиностроительные предприятия?..
Однако это Кузбасс уже проходил! Получив мощный импульс промышленного развития во время индустриализации, а потом и в период Великой Отечественной войны, Кемеровская область стала самостоятельным и высокоурбанизированным регионом. Множество городов, и чуть ли не в каждом оборонный завод, а то и два-три! Казалось, что это продлится вечность: на угле будем плавить сталь, точить детали, делать моторы, орудия, рации. В один момент всё кончилось из-за кризиса и новых экономических реалий. Но кто об этом думал тогда?
Безнадёжно отстал от времени Кузнецкий металлургический комбинат со своими домнами. Так же странно было думать и заводчанам Юргинкого машиностроительного, которые начинали изготавливать детали для советского космического челнока «Буран», что завтра они останутся без работы и денег. А сколько ещё предприятий оборонки и машиностроения приказали долго жить в Кузбассе?
Соседи сохранили часть своих оборонных предприятий, научно-исследовательских институтов, заводов. Новосибирск, Красноярск, Томск, Барнаул. Но интересно то, что в Новосибирске и Барнауле на базе машиностроительных заводов появились малые узконаправленные предприятия, сумевшие наладить выпуск важных для машиностроения деталей и вписаться в экономику. Например, Алтайский завод прецизионных изделий, единственный в Восточной и Западной Сибири, выпускает форсунки и распылители для автомобильных и тракторных двигателей.
В Кузбассе надо поискать то, что осталось от прежнего индустриального величия. Может, получится восстановить?
Кузбасс же пока планирует наращивать объёмы добычи угля, а учёные Томского политехнического университета собираются в 2019 году запустить производство роботов-пчёл, которые смогут опылять клубнику и другие тепличные растения. Вот что делает с людьми отсутствие угля под их домами. И нам стоит подумать о том, как развивать параллельно угледобывающей и другие отрасли экономики.