В 2024 году на дорогах Кузбасса произошло 279 ДТП, в которых 10 детей погибли и 305 получили различные травмы. В 80% причиной становится нарушение ПДД самими детьми и подростками, которых взрослые раньше времени пускают за руль мотоциклов, мопедов, велосипедов, электросамокатов и гироскутеров.
Нет контроля
По данным на 20 апреля 2025 года, в этом году в Кузбассе произошло уже 52 ДТП с участием детей (за аналогичный уровень прошлого года — 44), в которых два ребёнка погибли и 51 оказался ранен. Так, в Новокузнецке водитель «Лады» при повороте столкнулся со встречным мотоциклом, за рулём которого был 16-летний водитель без прав — папа дал покататься. Из-за этого 12-летняя пассажирка мотоцикла получила травму.
«Рост статистики связан с увеличением авто- и мототранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности (далее СИМ — Ред.). На некоторой мототехнике можно передвигаться только на закрытых, специально отведённых площадках. Родители, не задумываясь и последствиях, приобретают данную технику детям, которые передвигаются по дорогам общего пользования», — объясняет замначальника Госавтоинспекции ГУ МВД России по Кузбассу Евгений Матвеев.
Также в прошлом году на 60% возросло количество ДТП и число пострадавших детей при управлении СИМами: в 15 ДТП пострадало 16 детей. В этом году в Кемерове подросток на пр. Московском уже сбил пешехода, который получил травму, и уехал. Инспекторы ГИБДД надеются, что в скором будущем поднимут возраст управления электросамокатами (сейчас на них по общим дорогам могут ездить подростки с 14 лет).
Мопедом можно управлять с 16 лет, а мотоциклом — с 18. Для этого обязательно нужны права категории «М» и «А» соответственно. Но разве это останавливает некоторых родителей, решивших подарить слишком юному сыночку или дочурке опасную технику на день рождения?
Евгений Матвеев напоминает, что за управление мопедом или мотоциклом без прав предусмотрен штраф от 5 до 15 тыс. рублей с задержанием этого средства и помещения его на стоянку. Причём штраф выписывается на подростков с 16 лет. Если за руль сел ребёнок младше, его родителям придётся заплатить 30 тыс. рублей.
«Чаще всего родители не осознают, когда покупают такой транспорт и разрешают детям кататься в сельской местности, на дачных участках, что это может стать причиной трагедии. Травмы можно получить и в местах, где нет интенсивного движения. Но опаснее другое: родители впоследствии не могут контролировать, где их ребёнок катается, а во многих случаях он оказывается за несколько километров от дома», — считает инспектор.
Самые опасные — мотоциклы
Замминистра здравоохранения Кузбасса Елена Воронина добавляет, что ДТП с участием несовершеннолетних остаются одной из острых социальных и медицинских проблем: «Дети и подростки, выступающие в роли водителей, повержены высокому риску получения травм различной степени тяжести. Одной из наиболее распространённых травм у детей являются черепно-мозговые травмы (далее ЧМТ — Ред.). У детей череп более податлив, а мозг уязвим к механическим воздействиям».
Самые опасные травмы как раз-таки при ДТП с участием мотоциклов: тяжёлые ЧМТ, множественные переломы конечностей, обширные ссадины, ожоги от трения об асфальт и повреждения позвоночника. А отсутствие защитной экипировки и агрессивный риск вождения повышают риск летального исхода.
Велосипедисты чаще получают лёгкие ЧМТ, ломают руки, плечи и травмируют лицо. На СИМах травмы похожие, но чуть сильнее, потому что скорость выше.
При столкновении с автомобилем удар у детей чаще приходится на бедро (у взрослых чаще страдает голень или колено), и ребёнка отбрасывает в сторону. Переломы таза и бедра особенно опасны, потому что сопровождаются большой кровопотерей и требуют долгого лечения. Травмы внутренних органов встречаются реже, но представляют серьёзную угрозу жизни.
Опасно неправильно ездить и в машине: травмы шейного отдела позвоночника, которые нередко приводят к инвалидности, часто возникают из-за неправильного использования ремней безопасности или их отсутствия.
Елена Воронина объясняет, что подростки склонны к риску, переоценивают свои возможности, им не достаёт опыта, что лишь усугубляет ситуацию. Наиболее уязвимы дети 7-8 лет и подростки 12-13 лет, когда их активность на улице достигает пика.
Она уверена, что ответственность за безопасность детей на дороге лежит как на самих детях, так и на взрослых, которые должны обеспечивать условия для правильного поведения на дороге: «Совсем не наказание должно страшить родителей, а риск потерять ребёнка или своим подарком до такой степени ухудшить качество жизни, что ребёнок становится инвалидом».