Кандидат геолого-минералогических наук, ведущий инженер выставочного зала территориального фонда геологической информации Юрий НАДЛЕР много лет собирает по Кузбассу данные о небесных гостях. Доподлинно известно, что в Горной Шории находили два метеорита. Когда нашли – известно. А вот точную дату приземления гостей из космоса никто назвать не может.
Петропавловский прииск
Небесных гостей чаще всего находят золотоискатели. Первый кузбасский метеорит старатели нашли в 1840 г. Они начали добывать золото в 30-е годы XIX в. на речушке Петропавловке (бассейн Ортона – правого притока Мрассу). Там-то на глубине 8 м золотоискатели и обнаружили большой кусок железа. Плоская «железка» размером с добрую плюшку была покрыта слоем ржавчины, все углы закруглённые, будто оплавленные.
Отправили находку в Санкт-Петербург. Там определили, что это «космический пришелец», т. к. помимо железа в нём обнаружили примерно 7-10% никеля. «Это космическое сочетание металлов. Никель и железо вместе в недрах Земли не встречаются, даже камушки рядом не лежат», – поясняет Надлер. С тех пор шорский метеорит под именем «Петропавловский прииск» живёт в северной столице России, в музее.
Чебанкольский метеорит
Падение Чебаркульского метеорита 15 февраля 2013 г. прогремело на всю планету. Оказывается, в Кузбассе есть метеорит с похожим названием – Чебанкольский, и нашли его 75 лет назад в шорской тайге, через 100 лет после первой космической находки. В 1938 г. в верховьях Кондомы старатели перерывали золотоносные пески. В 4 км от реки был посёлок старателей Чебанкол (по-русски Чебанок).
«Старатель Антон Семёнов на глубине 1,5 м обнаружил огромный кусок. Представляете, каково было его разочарование, когда он вытащил 120 кг железа. Он-то думал, что это золото», – рассказывает Юрий Надлер. Через год в посёлке старателей оказался геолог Алексей Мухин, которого туда направили искать олово. Рабочие ему рассказали об удивительной находке, брошенной в лесу. Мухин не поленился, сходил туда. Новость о «небесном пришельце» вскоре долетела до академика Владимира Вернадского, тот попросил Мухина отправить огромный камень в Москву. Геолог нанял лошадь, взял двух крепких парней, срубил несколько лесин и тащил метеорит на волокуше 70 км до Спасска. Оттуда небесный камень поехал в Москву.
У Мухина поисками других метеоритов заняться не получилось, а старатель Семёнов потребовал с академика Вернадского премию за уже найденный 120-килограммовый кусок, выторговал 150 руб. (плюсом к тем 100 руб, которые получил от Мухина) и отправил второй камень весом 3,5 кг. Потом поиски метеоритов остановила война.
«В этой истории можно было бы поставить точку, если бы не одно любопытное письмо, которое я нашёл. Его написал Семёнов Вернадскому в 1966 г. (видимо, не знал о смерти академика). Пишет: «Я живой. Скорее всего в тайге ещё что-то найду. Но где премия за второй образец?» Это послание было отправлено из Междуреченска. Возможно, там до сих пор живут потомки старателя. Интересно было бы с ними встретиться», – рассказывает Надлер.
Учёный уверен, что в верховьях Кондомы лет 200 назад прошёл метеоритный дождь. Там-то и стоит поискать следы «космических пришельцев».