Как часто приходится искать заплутавших кузбассовцев и насколько благосклонна судьба к грибникам, туристам и любителям активного отдыха, нам рассказал начальник Кемеровского областного поисково-спасательного отряда Анатолий СЕВОСТЬЯНОВ.
От покатушек к потеряшкам
– Анатолий Владимирович, в апреле 2013 года в Кемеровском районе двое приятелей тоже поехали кататься. Когда снегоход сломался, им пришлось провести ночь на улице. Пока спасатели добирались до места, один мужчина умер от холода. А здесь через три дня мужчин нашли живыми и здоровыми. Что за история приключилась с ними?
– Кемеровчанин и беловчанин наметили себе достаточно серьёзный, протяжённый маршрут, но любая техника рано или поздно ломается, даже самая надёжная. Это и произошло на середине пути – под вечер первого дня у путешественников сломался вариатор. Им повезло, что мороза не было, шёл снег, поэтому друзья заночевали возле снегохода, а утром пошли. За ночь намело приличные сугробы, поэтому, когда мы в первый день ездили их искать, следов не нашли. А они всё это время буквально плыли по рыхлым сугробам, вымотались, устали. Набрели на избушку – какое-то охотничье зимовье. Там были спички и еда. Мужчины заночевали, согрелись, поели нормально, а утром снова пошли. Сотовые у них разрядились, а вот навигатор был, поэтому они точно знали, в какую сторону двигаться.
– Вы говорите, этим снегоходчикам повезло, но ведь этот случай не единственный. Накануне Нового года, 30 декабря кемеровчанин перегонял снегоход. У него кончился бензин, а телефон упал в сугроб, когда он лез на ёлку, чтобы связь найти. Хорошо, что о пропаже сообщил его брат, а сам мужчина добрался до ближайшей деревни. Вообще, тем, кто на снегоходах решает покататься, нужно к этому как-то готовиться?
– Готовиться нужно к любым экспедициям, а особенно к зимним путешествиям. И одному лучше вообще не ездить – только в паре, причём на двух снегоходах. Зимой обязательно нужно брать с собой рюкзак со сменной тёплой одеждой, потому что провалиться в ручей можно или от снега промокнуть, а в мокрой одежде и замёрзнуть недолго. Обязательно нужно захватить спички, сухое горючее или газовую горелку, элементарный сухпаёк, воду, навигатор, заряженный сотовый телефон. В идеале нужно брать с собой лыжи или снегоступы. Они могут, конечно, не пригодиться, но в случае чего на них можно спокойно идти по сугробам..
– В передряги у нас в Кузбассе часто попадают не только любители покататься на снегоходах, но и сноубордисты. В феврале на горе Зелёной спасатели искали двух парней из Красноярска, которые потерялись с интервалом буквально в один день. Они-то как заблудились, ведь в Шерегеше все трассы проложены и оборудованы?
– Да есть оборудованные склоны, но в сторонке – пухлячок, по которому кататься приятнее. Вот сноубордисты и занимаются самодеятельностью – сворачивают с трасс. Катятся-то они на приличной скорости – адреналин, эйфория. Главное – ёлку по дороге не поймать. А вот когда внизу склона останавливаются – кругом лес, сугробы, людей нет, борды снимают и в снегу оказываются по грудь. Первый думал, что сейчас на трассу вернётся и нормально всё будет, а совсем в другую сторону пополз. Но хорошо, что телефон с собой был, сообщил спасателям, где его искать. А другой горе-турист телефон в номере оставил, но хорошо хоть с другом был. Тот вовремя вернулся в гостиницу и сообщил, что товарищ потерялся.
Добыча или жизнь?
– В передряги и разные истории у нас ещё рыбаки попадают. 18 января на Беловском море оторвало льдину с четырьмя мужчинами. Так их спасателям пришлось на вертолёте эвакуировать. Такое у нас часто бывает?
– Рыбаки – вообще категория людей удивительная. Они лезут на тонкий лёд, к самой кромке. Понятно, что там рыбы больше, но о себе-то тоже думать надо! В Белове хорошо, что увидели вовремя, пока лёд не раскрошился, всех спасли. Я всё прекрасно понимаю – это хобби, но нельзя же рисковать жизнью из-за него! Если у одного клюнуло – все рыбаки в то место идут, а лёд-то не выдерживает.
Если один горе-рыбак провалился, ему могут соседи помочь. К полынье подходить нельзя, чтобы самим в воду не упасть, но на четвереньках подползти, палку подать или ветку, вытащить, вещи сухие дать, обогреть – это каждый может, а потом спасателей вызывайте. А случаи у нас всякие бывают: в прошлом году в Междуреченске мужики на рыбалку поехали, воду подморозило, и лодка во льду застряла. Так они два дня на лыжах шли – хорошо, что их с собой взяли. А вот на Терси тоже речку зашуговало, но у рыбаков ни лыж, ни снегоступов не было. Они еле выбрались, до избушки какой-то добрели, там сидели нас ждали, пока мы на вертолёте за ними не прилетели.
– Но люди-то в Кузбассе теряются и пропадают не только зимой. Вот прошлым летом в Крапивинском районе мужчина за колбой ходил и заблудился в лесу, так его спасатели быстро нашли. А под Берёзовским двое парней несколько дней по тайге блуждали. Почему кого-то быстро спасают, а кто-то помощи сутками ждёт?
– Мужчина, который за колбой ходил, чётко рассказал, откуда пришёл, в каком направлении двигался. Мы по карте сориентировались, он – по солнцу, и пошли навстречу друг другу. При этом он телефон не отключал, мы с ним постоянно связь поддерживали, из сигнального пистолета стреляли, он нас слышал. А вот березовчане, во-первых, сообщили нам, что заблудились, только на вторые сутки, во-вторых, они ручей по дороге пересекли, хотя нужно было вдоль него по течению идти, чтобы к реке выйти. Ещё одна серьёзная проблема – у людей разряжаются сотовые телефоны. Вот, прошлым летом потерялся мужчина, добрёл до какой-то избушки, сообщил нам. Сначала связь была, а потом пропала. Мы его только через два дня отыскали, а всё потому, что ему скучно стало, он на телефоне играл и батарейку разрядил.
А бывает, поехал муж на речку или в лес пошёл на охоту, жене сказал: «Буду в воскресенье», а там за кем-то погнался или клевать начало. Домой не хочется. На работе отпросился, а родным не сообщил. Жена к нам звонит: «Помогите! Пошёл туда-то, пропал!» Мы на место приезжаем: мужик сидит себе невредимый, на нас удивлёнными глазами смотрит. А мог бы сразу родным правду сказать, чтобы те не паниковали.
ДОСЬЕ
Анатолий СЕВОСТЬЯНОВ – спасатель II класса, начальник Кемеровского областного поисково-спасательного отряда. Решение спасать людей принял будучи студентом Томского политехнического института, когда случайно увидел, как работает междуреченский отряд. За пять лет Анатолий Владимирович спас десятки кузбассовцев, трое из которых без его помощи не выжили бы. Награждён медалью «За честь и мужество».