203 млн тонн угля — с такой цифрой добычи горняки завершили 2013 год. Второй раз они превысили 200-миллионный рубеж. В начале 2014 г. планировали завершить год уже с 205 млн тонн «чёрного золота». На данный момент шахтёры добыли на 0,8% больше прошлогоднего, так что, по всей видимости, новый рекорд не за горами.
Гигантские объемы
На днях кузбасские угольщики удивили, продемонстрировав всему миру огромный БелАЗ грузоподъёмностью 450 тонн — самый большой самосвал на планете. В его кузове умещается семь железнодорожных вагонов угля! Первая такая махина работает на разрезе «Черниговец». Кузбасс отныне прикоснулся к Книге рекордов Гиннесса не лыжниками в купальниках, а угольной машиной-гигантом, пусть и произведённой братьями-белорусами.
Ещё об одном рекорде сообщил руководитель Сибирского управления Ростехнадзора Евгений Резников, подводя итоги 2013 года: «Частота смертельных травм при добыче одного миллиона тонн угля снизилась до 0,12. В 1992 г. этот показатель был равен 1,2. Это означает, что за последние 20 лет частота травмирования шахтёров сократилась в 10 раз!»
Шахтёров стало меньше
По данным Кемеровостата, в июне на угольных предприятиях работали 96,5 тыс. человек, а в прошлом году было 102,5 тыс. горняков. Т. е. за год количество шахтёров уменьшилось на 6 тыс. человек. Помнится, в апреле на заседании Правительства РФ генеральный директор ОАО «СУЭК» Владимир Рашевский озвучивал именно такую цифру сокращений и связывал её с закрытием угольных предприятий. Тогда в это пессимистичное пророчество не хотелось верить. Ну, «Абашевская» закрылась, «Коксовая-2», ещё с десяток старых шахт обещают прикрыть до 2018 г., в среднем под сокращения попадёт тысяча горняков в год. Но теперь-то со статистикой не поспоришь!
Те же, кто продолжает работать на угольных предприятиях, получают одну из самых высоких зарплат в Кузбассе (на несколько сотен больше зарабатывают только финансисты) — 39 тыс. 316 руб. Это на 50% больше среднего заработка по области и на 5% больше, чем в прошлом году. Правда, последние новости о зарплате не всегда радуют: находятся собственники, которые норовят обделить шахтёров.
Чего ждать угольщикам?
На днях замгубернатора Андрей Гаммершмидт встречался с семьями погибших горняков в Краснобродском. Он посетовал на непростую ситуацию в отрасли: и спрос на уголь внутри России упал на 15-20%, и экспортная цена снизилась на 40%, и инвестиционные программы на предприятиях сокращаются. Губернатор области Аман Тулеев не раз говорил, что будущее — за обогащением «чёрного золота» и углехимией.
И если по первому пункту есть реальные подвижки —72% добытого топлива сейчас перерабатывается (а десять лет назад обогащали лишь 42%), то по второму пункту планы весьма туманные.
Так, может, самое время слезть с «угольной иглы»? Вряд ли такое произойдёт. На два километра в глубину у нас залегает 600 млрд тонн угля. Кто добровольно откажется от такого богатства, которого хватит на сотни лет? И, похоже, при нынешней политической ситуации, когда шахты Донбасса практически стоят, мы продолжим возить уголь вагонами, а проекты его глубокой переработки отложим на потом.