Потери от недобора урожая уже составили 4 миллиарда рублей. Стоимость тонны зерна с прошлого года выросла вдвое. Власть выделяет субсидии на муку для крупных предприятий хлебопечения. Нас ждет скачок цен?
О хлебе насущном
Из 668 тыс. га зерновых от засухи погибло 126 тыс. га. Этого достаточно, чтобы обеспечить население хлебом (220 тыс. тонн) и засыпать семена (170 тыс. тонн), но урожай зерна в два раза ниже, чем в прошлом году – 650 тыс. тонн зерна против 1300 тыс. тонн. Цены на хлеб, по официальным данным, пока не возросли: цена одной булки равна 12,5-12,7 рублей, у средних и мелких производителей – 13 рублей. Область просит у правительства разбронировать для Кузбасса федеральный интервенционный фонд зерна, а сельхозпредприятия подают заявки в страховые компании на возмещение ущерба от засухи. Впрочем, далеко не все фермеры огорчены неурожаем.
– Недавно отправил документы на возмещение убытков, – говорит Виктор Лобанов, генеральный директор ООО «Колхоз им. Ильича» Беловского района. – Нас засуха сильно затронула. Но для сельхозпроизводителей этот неурожай – почти благо. Цена на зерно сейчас 8 тысяч за тонну, а скоро будет и 10. В прошлом урожайном году хлебопеки скупали у крестьян зерно за копейки и наживались на этом: 2-3 тысячи за тонну при себестоимости производства 4,5 тысячи. А кто-нибудь помнит, чтобы хлеб дешевел в два раза? Или хотя бы просто дешевел? А сейчас они просто будут работать по реальной стоимости, если, конечно, цены искусственно накручивать не будут…
– Цена на зерно резко поднялась, мы с июня обратились в администрацию с просьбой об отпуске цен на хлеб, – говорит Валерий Сухоребриков, президент ассоциации мукомолов и хлебопеков Кузбасса. – Разрешения не получили, но власти нам выделяют субсидию, частично возмещая разницу в стоимости муки. Реальная стоимость килограмма хлеба сегодня не ниже 40 рублей. Предприятия работают на грани банкротства (если ситуация не разрешится до конца года). До окончания уборочной кампании власти будут контролировать цены. Что будет дальше – мы не знаем. Но настаиваем на отпуске цен и на поддержке малоимущих слоев населения путем адресных доплат на покупку хлеба.
Головы под нож
Этой осенью под нож пойдет молодой приплод скотины, около 4000 говяжьих и 7000 свиных голов – так животноводы избавляются от лишних ртов на зиму. Главная задача сейчас – сохранение маточного поголовья. Это тоже следствие засухи и дефицита зернофуража. Тонна сена сейчас стоит около двух тысяч рублей, в два раза больше, чем в прошлом году. Чтобы обеспечить одно животное на зиму, нужна сумма не менее 10 тысяч рублей. «Уже выкосили и кусты, и лога, и полянки в лесу, где никогда раньше не косили», – сказал на недавней пресс-конференции в «Интерфаксе» Валерий Шабанов. Идут переговоры о закупке зерна с соседними регионами, «меню» кузбасской скотины обещает пополниться заменителями сена: соломой, патокой, жмыхом, бардой (отход производства спиртовых и пивзаводов), карбамидом. Заготовлено около 22,1 центнеров кормовых единиц на одну условную голову. А нужно 27-29 центнеров, но поскольку разрыв небольшой, власти надеются на то, что недостатка в кормах не будет.
– Главное – пережить эту зиму. Об увеличении каких-либо показателей речи не идет, – говорит заместитель начальника департамента по животноводству Анатолий Диганов.
Как это скажется на ценах? По замечанию Анатолия Диганова, в ближайшие несколько месяцев, до нового года, цена на свинину и говядину должна резко упасть (за счет сокращения поголовья молодняка в сельском хозяйстве), если, конечно, не будет спекуляций. Что будет потом – пока неизвестно.