В отдельные дни столбик термометра здесь опускается до минус 47 градусов по Цельсию, поэтому на автомобильных дорогах, где часто от одного пункта обогрева до другого - десятки километров, могут происходить отказы техники.
Фото: Григория Шалакина. Кемерово. Минус 44
Депутаты Государственной Думы считают, что в таких условиях автомобилистов должна выручать система ГЛОНАСС, и готовят соответствующие изменения в действующее законодательство, говорит заместитель председателя Комитета по транспорту ГД Владимир Гридин.
В эти дни в Кемеровской области движение всех междугородних автобусов «Кузбасспассажиравтотранса» отслеживается через систему ГЛОНАСС. Если машина ломается, диспетчеру поступает сигнал SOS. С водителем связываются по телефону и отправляют помощь.
А благодаря особому графику движения, когда в одном направлении едут сразу два автобуса, чтобы страховать друг друга в случае поломок, пассажиры благополучно добираются до нужных мест. Ранние утренние и вечерние рейсы сдвигаются на то время, когда температура повышается. Постоянно поддерживается связь с водителями автобусов. Все дороги области поделены между автотранспортными предприятиями. В случае нештатной ситуации водители выходят на связь с близлежащим предприятием. В каждом из них есть тягачи, чтобы отбуксировать поломавшийся автобус.
Такая практика используется в Кузбассе уже не первый год, подчеркивает Владимир Гридин. В частности, в прошлом году ГЛОНАСС неоднократно выручал людей на таежной дороге, соединяющей Кемерово с Мариинском.
На днях в Кемеровской области региональное подразделение МЧС провело специальные учения. В них задействовали пожарно-спасательную и дорожную технику, вертолет, снегоходы, а также больше сотни людей, ответственных за устранения дорожных ЧП. В их числе были представители власти, спасатели, пожарные, сотрудники ГИБДД и врачи Центра медицины катастроф.
Круглосуточно держит ситуацию под контролем департамент транспорта и связи администрации Кемеровской области.
К сожалению, констатирует Владимир Гридин, в других регионах в морозы отправляют в рейсы неисправные автобусы, чем доставляют серьезные неудобства людям. И такие случаи уже не единичны. Недавно в автобусе, следовавшем из Алтайского края в Кузбасс, отказал обогреватель лобового стекла. Из-за этого был сорван обратный рейс. В лютый мороз сломался автобус на трассе «Новосибирск - Барнаул». Среди 40 пассажиров были шесть граждан США и ребенок. Замерзавших людей спасли полицейские. В Промышленновском районе Кемеровской области вышел из строя автобус Новосибирск - Красноярск. Помощь оказали местные транспортники и железнодорожники. Сотрудники ГИБДД спасли дальнобойщика из Башкирии, когда у его фуры заглох двигатель.
То есть конкретная обстановка показывает, отмечает Владимир Гридин, что технические задачи решены еще не везде. И автомобилистам, не имеющим современного оборудования, в трудной ситуации приходится рассчитывать лишь на случайную помощь. Поэтому эту тему держит на контроле министерство транспорта РФ. 11 декабря на расширенном заседании коллегии были рассмотрены вопросы использования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS для мониторинга автотранспорта, перевозящего пассажиров и опасные грузы. По итогам обсуждения вопроса решено подготовить предложения о законодательном закреплении правового статуса региональных навигационно-информационных систем, функционирующих с использованием сигналов ГЛОНАСС.
Оснащение пассажирского транспорта (кроме легковых автомобилей) и грузовиков, перевозящих опасные грузы, спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS станет обязательным в РФ с 1 января 2013 года. Оборудовать навигацией надо примерно 900 тысяч автобусов, 11 тысяч троллейбусов и 10 тысяч трамваев.
Тем временем с 1 июля 2013 года вводятся штрафы от 30 до 50 тысяч рублей за невыполнение требований по установке средств позиционирования «ГЛОНАСС» при перевозке пассажиров в автобусах, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, напомнил заместитель председателя Комитета по транспорту ГД Владимир Гридин.