Примерное время чтения: 7 минут
310

Промышленный туризм. Что может стать визитной карточкой Кузбасса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Кузбассе № 3 18/01/2023 Сюжет Кузбасс туристический: здесь много интересного помимо Шерегеша
В скалах на склоне оврага в вертикальном колодце обнаружили уникальную находку - кузов старой вагонетки.
В скалах на склоне оврага в вертикальном колодце обнаружили уникальную находку - кузов старой вагонетки. предоставлено героем публикации

Новокузнечанин Сергей Ерофеев, писатель, педагог и путешественник, увлекается историей промышленного освоения Кузбасса и считает, что такой туризм может стать изюминкой нашего региона. Наш герой уверен: в Кемеровской области всегда было и есть что посмотреть.

Уникальные находки

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Сергей, в прошлом году вы стали почётным дарителем Кузнецкой крепости. Что же такого интересного вы подарили музею?

Сергей Ерофеев: С музеем «Кузнецкая крепость» мы сотрудничаем уже давно, вместе реализуем ряд крупных проектов. Кроме того, я помогаю музею сформировать коллекцию бонистики. Бонистика - это коллекционирование купюр - бумажных денежных знаков. Особенно мне интересен период Гражданской войны в России.

Традиционно в конце года сотрудники музея провели итоговую выставку «Спасённая реликвия», где представили новые поступления в фонды. Здесь и бытовая утварь, и инструменты конца XIX - начала XX вв., находки, связанные с историей золотых приисков, кузнечным ремеслом, образцы раннего чугунного литья первых железоделательных заводов Кузбасского региона, монеты.

 Истории находок самые разные. Часто люди приобретают дом, дачу и находят на чердаке, в сарае, подвале старинные, вышедшие из обихода вещи. Бывает, передают фотографии, документы из семейных архивов, чтобы сохранить их для будущих поколений. То же касается книг, газет, журналов. Часто предметы требуют реставрации. В среднем в год музейные фонды пополняются на 250-300 единиц хранения.

- Расскажите подробнее о совместном с музеем проекте по спасению вагонетки из штолен Тельбесского рудника. Она наверняка тоже займёт почетное место в музее…

- Тельбесское месторождение сыграло важную роль в развитии металлургии нашего края. Оно известно с начала XIX века. Основные разведочные работы до революции осуществлял Копикуз. С 1926 по 1942 год тельбесская руда шла в домны Кузнецкого металлургического комбината. В 1948-м рудник был законсервирован и с тех пор представлял интерес лишь для любителей истории, искателей приключений да охотников за металлом.

Осенью 2020 года мы с командой Кемеровского регионального отделения Русского географического общества обследовали очередной участок выработок. Нам повезло: в скалах на склоне оврага мы нашли вертикальный колодец около метра в диаметре, уходящий в глубину примерно на восемь метров. Внизу обнаружили полузасыпанный коридор и рельсы. Перед последним завалом лежал кузов старой вагонетки. Находка оказалась уникальной. Это последний известный сохранивший вагонеточный кузов - из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в эпоху индустриализации и в военное время. А изготовлена вагонетка была, вероятно, ещё до революции. Мы стали готовить проект по спасению вагонетки.

Живописный Кузедеевский разлом, второе название которого пещера Колчака.
Живописный Кузедеевский разлом, второе название которого пещера Колчака. Фото: предоставлено героем публикации.

Для начала раскопали завалы. Перекидали несколько кубометров грунта сапёрными лопатками - с другим инструментом было не подобраться. Вручную переместили вагонетку под колодец. Было непросто - тесное пространство, вес около 250 кг. Со второго захода с помощью ручной лебёдки подняли её наверх. Пришлось расчистить старую туристическую тропу от веток и кустарника и вручную же, на волокуше, как бурлаки на Волге, тащить вагонетку к броду через реку Тельбес. У переправы погрузили её на машину и вывезли в город. На всё ушло около двух месяцев! Теперь готовим экспонат к установке на территории Кузнецкой крепости. Устанавливать будем на родные рельсы, которые ещё предстоит извлечь из штолен. Безусловно, изучение территории рудника мы будем продолжать и в дальнейшем.

Узнать и защитить

- Кузбасс больше промышленный регион. Как думаете, будет ли интересна история его промышленного освоения туристам?

- Индустриальная «начинка» может стать изюминкой нашего региона. Промышленный туризм, в моём понимании, это о познании, личных открытиях. Необходимо заинтересовать человека, обеспечить зрелищность. Предоставить возможность своими глазами увидеть производственные процессы. Возьмём ту же Кузнецкую крепость. Воссоздали процесс получения кричного железа - так коренное население Кузбасса выплавляло металл. Получилось же!

Процесс можно посмотреть воочию. Думаю, наверняка интересно бы было увидеть, скажем, водяную мельницу. Или познакомиться с принципом работы домны. В Новокузнецке есть дореволюционный промышленный объект - ликёро-водочный завод, существующий с начала XX века. Сохранились корпуса, отдельные технологические линии. Потенциальным туристам всё это интересно было бы посмотреть.

Возможно, некоторым сложным объектам передача в частные руки для целей развития туристического бизнеса пошла бы только на пользу.

К сожалению, мы продолжаем терять интересные исторические объекты. Так, в Новокузнецке в этом году снесли здание бывшей мануфактуры Красимовича, в аварийном состоянии находится дом купца Васильева на Народной, где располагалось местное представительство Копикуза. Есть и другие примеры. Если всерьёз говорить о туризме, это необходимо сохранять, где-то даже воссоздавать среду. Если же упор делать на природные красоты (их в Кузбассе немало, это не только Шерегеш), то и тут есть свои сложности.

Люди губят

- Вы говорите о вандализме?

- И о нём тоже. Скажем так, нужно заботиться о безопасности - посетителей, местных жителей и, конечно, самого объекта. Местный туризм сейчас активно и широко пропагандируются, координаты объектов любой желающий может найти в Сети. Хорошо ли это?

Возьмём, например, Колчаковский ров - он же Кузедеевский разлом. Сейчас это место паломничества сотен и сотен людей. В эпоху моей юности о нём мало кто знал, кроме местных жителей. Я ещё помню, как он выглядел до обретения популярности. Сейчас там прорубили ступени, на стенках нацарапаны надписи, всё истоптано, мусор. Единственная охрана этого объекта - статус заказника, а значит, любой приезжий волен здесь делать всё, что ему угодно. За руку никто не поймает. Да и ловить не будет.

На операцию по спасению вагонетки ушло почти два года
На операцию по спасению вагонетки ушло почти два года Фото: предоставлено героем публикации

Тот же Тельбес - у озера разрастается свалка, скалы исписаны краской! В 2020-м местные жители начали перегораживать дорогу цепями и брёвнами, и я их прекрасно понимаю. К тому же гора живёт своей жизнью - бездумно лазать по штольням я категорически не рекомендую. А ведь там, судя по меткам, даже квесты проводят. Кто за этим следит?

Раньше, чтобы посетить какой-то действительно интересный природный объект, пришлось бы прийти в турклуб. Там бы на тебя посмотрели и трижды подумали, стоит ли брать с собой. Либо, как вариант, библиотека, двухкилометровка и самостоятельный поиск «в поле». Сейчас всё, к сожалению, проще: забил координаты в навигатор, сел в авто - и вперёд.

Безусловно, простых решений у этой проблемы нет. Возможно, некоторым сложным объектам передача в частные руки для целей развития туристического бизнеса пошла бы только на пользу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах