Примерное время чтения: 6 минут
82

"Анна Михалкова боялась не соответствовать уровню кемеровских актеров"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 12/11/2008

В КУЗБАССЕ побывал модный московский режиссер Борис Хлебников. Совместно с актерами кемеровского театра "Ложа", которые снялись в нескольких его фильмах, он провел творческие встречи в Кемерове и Новокузнецке. В областной столице Хлебников пообщался и с журналистами. Вопреки стереотипным представлениям о московских режиссерах, как о снобах, людях заносчивых, уставших от прессы, Хлебников показался человеком открытым, общительным, интеллигентным (даже несмотря на употребление в своей речи сленга). Небритый, одетый в обычные джинсы и скромный свитер с оленями, режиссер охотно рассказал о своей любви к кемеровскому театру "Ложа", московской кинотусовке и своем отношении к процессам, происходящим в кинематографе.

О начале большой дружбы

- Несколько лет назад я случайно попал на гастроли театра "Ложа" в Москве. Спектакль "Угольный бассейн", который я увидел тогда, до сих пор является для меня одним из лучших, которые я когда-либо видел в жизни. На тот момент у нас уже был написан сценарий фильма "Коктебель", и в нем была небольшая роль, которую мы со сценаристом предложили Евгению Сытому. Евгений долго отказывался: сначала говорил, что потерял сценарий, потом, что не успевает его прочитать... В итоге где-то через месяц он нам сообщил, что сценарий ему вообще-то не очень понравился, но попробовать можно. Так мы начали дружить.

О "Свободном плавании"

- Сценарий "Свободного плавания" писался уже с учетом персонажей, т. е. под конкретных людей. Например, мы придумали Сергею Наседкину героя, который похож на Чака Норриса. Это любимый актер Наседкина, Сергей действительно на него похож и даже иногда одевается, как он.

В кино ребята работают так же, как в театре. Например, Евгений Сытый ни слова не сказал по сценарию! Он говорил своими словами, придумал огромное количество шуток. Глупо было бы приглашать абсолютно уникальных артистов и вгонять их в какие-то нелепые рамки.

О таланте и звездности

- Вы просто не представляете, как Анна Никитична Михалкова, знающая Сытого и Наседкина по фильму "Свободное плавание", волновалась по поводу того, что она будет сниматься с ребятами в одной картине (речь идет о новой ленте Хлебникова - "Сумасшедшая помощь". - Прим. авт.). Она переживала, что не сможет им соответствовать, волновалась, как будет смотреться с ними в одном кадре. Женя и Сергей - настоящие звезды. Недавно, например, были гастроли театра "Ложа" в Москве, и я не знаю ни одного издания, которое бы не написало, что "Ложа" - это главное событие фестиваля "Новая драма". Ребят несколько раз вызывали на сцену, это был грандиозный успех. Кстати, самый большой издательский дом по кино сейчас выпускает книгу "50 лучших актеров", и в их число вошел Евгений Сытый. Мне кажется, вы не цените потрясающий и уникальный театр, который есть в вашем городе.

О финансовом кризисе

- Финансовый кризис отразился и на русском кино: закрывается огромное количество проектов, новые совсем не запускаются и пока все номинально плохо. Но, с другой стороны, любой кризис, мне кажется, полезен. Не могли же мы продолжать жить так жирно и дальше. Россия раздувала щеки и делала какие-то неимоверные блокбастеры, которые блокбастерами не являлись, и в это вбухивалось огромное количество денег. Я думаю, эта пена сойдет, и все начнут спокойно делать кино с небольшими бюджетами, сопоставимыми с отдачей. Вообще, развитие кино в нашей стране идет по такому же пути, как развивалась цивилизация: сначала появились гигантские динозавры, такие как "9 рота", потом они вымерли, и все стало нормально, по-человечески.

О тусовке и времени

- Конечно, я знаком со всеми молодыми режиссерами Москвы, но какой-то общей волны у нас нет. Все довольно разрозненны, делают разные вещи. Чтобы была волна, в реальной жизни должно происходить что-то мощное, такое, чтобы людей либо возмущало, либо они со счастьем это принимали: революция, смерть Сталина, окончание войны... Какие-то масштабные события объединяют людей, и это выплескивается в волны, такие, как, например, шестидесятники. Сейчас такая эпоха, что ничего такого нет. Для жизни, наверное, это хорошо, что мы живем в более или менее болотное время.

О "другом" кино

- Никогда люди массово не пойдут на "другое" кино. Глупо в такие фильмы вкладывать большое количество рекламы: все равно это не окупится. На самом деле это недостаток нашей системы проката: у нас все фильмы прокатываются абсолютно одинаково, с лентами не работают индивидуально. Такие фильмы, какие, например, я делаю, не нужно запускать тысячами копий, нужно всего три копии, но они должны "кататься" в одном кинотеатре в один сеанс в течение полугода, и тогда это окупится. Помню, как никому не известный фильм Такеши Китано "Фейерверк" поставили в одном из кинотеатров Москвы одним сеансом в день, и за то долгое время, пока шел фильм, он только набирал. В конце проката залы были полными. А если бы его поставили на две недели, то это ни к чему не привело бы.

О различии театра и кино

- Между классическим театром и кино колоссальная разница. Театральным актерам из больших академических театров без опыта работы в кино очень сложно. У них другая условная манера игры, которую кино просто не терпит. На пленке это выглядит отвратительно. Есть ли разница между манерой игры актеров "Ложи" в театре и в кино? Нет, потому что в "Ложе" все существуют естественно.

Об актерах

- Есть, например, такой артист Олег Меньшиков. Я смотрю на него, и он у меня вызывает восторг, но примерно такой же, как при просмотре показательных выступлений спортивного гимнаста на Олимпийских играх. Он делает все идеально, но я вижу, как он это делает. Его игра, как швейцарские часы: они абсолютно точные, замечательно исполнены... А, скажем, был такой артист Сергей Бодров младший. Он бубнил себе под нос, ничего не играл, но ведь ему поверило целое поколение. И, на мой взгляд, этот непрофессиональный актер - главный герой 90-х годов. Его игра в кино - это очень точная трансляция личности. И, когда такая трансляции личности есть, швейцарские часы становятся просто никому не нужны.

О сотрудничестве с "Ложей"

- Мой последний фильм "Сумасшедшая помощь", главную роль в котором сыграл Евгений Сытый, выйдет в апреле. Уже сейчас мы пишем сценарий новой ленты, где будет задействовано максимальное количество артистов театра "Ложа": Сытый, Наседкин, Белкин, Коробейников. Это будет современный вестерн про фермера и его вассалов-крестьян, которые сражаются против милиционеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах