...Что общего у Кузбасса и Америки?
А. Иванушкин, Тяжинский район
Предвидели?
В июне Совет народных депутатов Кемеровской области принял закон, запрещающий гражданам США усыновлять детей из Кузбасса. Поводом послужили три случая гибели усыновленных в США детей из Кузбасса (за 22 года). В декабре новый кузбасский закон пришлось отменить: прокуратура признала его противоречащим Конституции РФ и Семейному кодексу, поскольку принят вне пределов предоставленных федеральным законодательством полномочий. То есть, если бы этот закон приняли на федеральном уровне, а не в отдельно взятом регионе, никаких вопросов о его отмене не возникло бы. Что и случилось. В минувшую пятницу был подписан практически аналогичный федеральный «Закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять российских сирот. То есть кузбасские депутаты, считай, напророчили.
Правда, в новый закон предлагают внести одну поправку, чтобы можно было усыновлять тяжело больных детей. Возможно, законодатели рассчитывают таким образом утихомирить противников этого закона. Ведь их главным аргументом было как раз то, что детей-инвалидов, у которых за рубежом был бы шанс получить качественное лечение, в России ждёт незавидная судьба. И в спорах с политиками противники «Закона Димы Яковлева» нередко упоминали Кузбасс и историю с мысковским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей. Теперь она известна, пожалуй, всей стране.
Напомним, с 2009 по 2011 там умерли 26 воспитанников, причём прокуратура и следователи вначале заявляли о том, что у этих ребятишек были выявлены признаки крайнего истощения, пролежни и опрелости, а половина погибших даже не были осмотрены судмедэкспертом. Вслед за этим уголовным делом в отношении бывшего директора интерната было возбуждено второе, по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Выяснилось, что по указанию директора работники дома-интерната на деньги воспитанников приобретали различное имущество для учреждения и потратили 156 тыс. рублей. За это преступление бывшему директору учреждения дали 2,5 года условно.
А вот то, что 26 ребятишек умерли от голода и безразличия работников интерната, Минздрав и областные власти, проводившие проверку, опровергают. Следствием установлено, что вины работников интерната в смерти воспитанников не было.
Где болеть лучше?
Было в истории этого учреждения ещё и третье уголовное дело, по 124 статье УК (неоказание помощи больному). Обвиняемым был заведующий отделением ГСУ интерната: восьмилетнюю девочку-инвалида, воспитанницу интерната, пришлось госпитализировать и две недели лечить в больнице из-за того, что ей не назначили зондовое кормление. После лечения ребёнок снова вернулся в интернат, где и умер через некоторое время. По версии следствия, «несовершеннолетняя воспитанница умерла от основного заболевания, её смерть не связана с вышеуказанными действиями работника интерната». Но сам факт странной «забывчивости» медиков, из-за которой ребёнок фактически голодал, всё же расследовали, и уголовное дело дошло до суда. Но было прекращено в связи со смертью обвиняемого.
Есть в истории с Димой Яковлевым, именем которого назван новый закон, и в истории с мысковским домом-интернатом общая точка пересечения: и там, и там речь идёт о преступной забывчивости, и там, и там речь идёт о ребёнке-инвалиде. Ведь полуторагодовалый Дима, переименованный в Чейза Харрисона, от рождения имел несколько серьёзных заболеваний. И одинаково страшно, когда, закрутившись между телефонными переговорами, приёмный отец забывает малыша в машине и обрекает на мучительную смерть, и когда сотрудники интерната, разрываясь между сотней таких же «лежачих» маленьких воспитанников, забывают кормить одного.