Жительница Кемерова купила в магазине красивые и недорогие сандалии, которые натёрли ей ноги до крови в первый же день. Всё потому, что колодка «деревянная», задник не гнётся. Однако в магазине настаивают: обувь хорошая, вы просто неправильно её подобрали. Как доказать свою правоту, нам рассказала эксперт, к.т.н. Наталья Котова.
«Влагу не впитывает»
Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Наталья Ивановна, как кризис влияет на качество товара? Появились ли какие-то новые уловки?
Наталья Котова |
Наталья Котова: Кризис влияет напрямую. Большинство потребителей частично отказались от дорогих вещей, перейдя на более доступные низкого качества.
В России действует закон «О защите прав потребителей», что хорошо. Но сейчас принят ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». И это тоже правильно, поскольку в последние годы стал развиваться потребительский экстремизм. К чему привело принятие данного закона? Если раньше проверки проводились один раз в два года, то сейчас - один раз в три года, и проверки плановые. Предприниматели заранее знают сроки, цель проверки и проверяющий орган.
Что касается уловок, то они есть всегда. Например, торговые предприятия проводят распродажи в связи с ликвидацией магазина, а потом оказывается, что тот продолжает работать. Продавцы лукавят по поводу проведения устной консультации у конкретного эксперта, которую на самом деле не получали. Бывают и совсем неприглядные случаи, когда покупателю выдают документ (товарный чек, памятку), в котором стоит его подпись, удостоверяющая согласие на наличие дефектов.
- Как можно проверить товар, если кажется, что его качество не соответствует заявленному? К примеру, кожа на ботинках вовсе не кожа…
- Некоторые производители научились мастерски подделывать товар, и порой внешне невозможно понять, какая кожа на ботинках - искусственная или натуральная.
Проверенный способ – поднести изделие к огню – может не сработать. Подделка может выделять запах жжёного рога, как натуральная, из-за соответствующих ароматизаторов в составе. Действенный метод проверки: положить на кожу руку на 10 минут. Если рука вспотела, то кожа искусственная, влагу не впитывает.
Также важно проверить всю информацию о товаре: состав или материалы, информация об изготовителе и его юридическом адресе, дате изготовления, правилах эксплуатации и ухода (из-за неправильного использования изделие может испортиться или навредить вам, если речь идёт о косметике), размере, цвете, нормативном документе, по которому товар изготовлен и т.д. Эта информация должна располагаться на различных носителях маркировки.
Покупатель может обменять одежду и обувь в течение 14 дней, если они не подошли по размеру, расцветке и фасону. Конечно, при этом человек не должен носить то, что купил и собирается вернуть. Если есть сомнения в качестве товара, есть время обратиться к эксперту за консультацией, чтобы исключить все сомнения
Скрипеть не должна
- Как быть, если не доверяешь экспертизе магазина, которая, к примеру, показала, что обувь вы купили хорошую, но сами сделали не тот выбор?
Согласно ГОСТ Р 51305 – 2009, продавец или администратор магазина обязан знать ассортимент товаров, требования к маркировке, качеству, а также предоставлять информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора. То есть если продавец видит, что, к примеру, обувь не подходит покупателю, то он обязан ему об этом сказать. Такие продавцы встречаются, к сожалению, нечасто.
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» продавец обязан провести проверку качества товаров, при которой потребитель имеет право присутствовать. Если продавец отказывается или результаты не устраивают потребителя, он может провести самостоятельно независимую проверку качества. После чего покупателю, если товар на самом деле был с недостатками, вернут деньги и за покупку, и за экспертизу.
- Могут ли мелочи, типа неудобства стула, скрипа кровати, послужить основанием для возврата товара? Вроде бы не брак, а жить мешает…
- Вернуть купленную вещь можно в любых случаях, когда будет доказано, что брак возник не по вашей вине, а является следствием нарушения технологии производства или использования материалов ненадлежащего качества. Нельзя в тех случаях, когда ваша вина очевидна -сломали, разбили, съели. Но если вы купили, например, сидение для унитаза, оплатили покупку, и по дороге из магазина оно выпало и повредилось, не спешите винить себя, причина в упаковке: сидение выпало, а упаковка осталась у вас в руках − вина изготовителя, выпала из рук упаковка вместе с сидением − это ваша вина.
Скрип мебели, обуви; запах мебели, одежды, обуви − всё это дефекты, ведь они снижают удобство и комфорт при эксплуатации, а также могут служить признаком небезопасной продукции. У новой скрипящей кровати может быть ослаблен болт. А если на ней попрыгает ребёнок, провалится и сломает ногу? Одежда и обувь также не должны быть маркими и сильно пахнуть.
Дырка на сапогах
- Многие люди любят брендовые вещи, считая, что они лучше по качеству. Действительно ли это так? Стоит переплачивать за бренд, зная, что он действительно прослужит дольше?
- Каждый решает этот вопрос сам. Многие производители высококачественной и надёжной продукции поняли, что лишают себя прибыли. Не могли же они разучиться производить качественные вещи! Если товар надёжен, потребитель долго не будет покупать новый, и заложили определённую долю брака в своё производство. Поэтому риск купить продукцию с недостатками есть и при покупке брендовой продукции.
Хотя мне приходилось сравнивать два абсолютно одинаковых с виду плаща (один брендовый, второй − нет), и между ними оказалась огромная разница: у брендового швы были ровнее, срезы швов обработаны, материал плотнее, качество пошива и посадка на фигуре безупречны.
- С какими грубейшими нарушениями вы сталкивались в своей работе с непродовольственными товарами?
- Ко мне однажды обратилась женщина: на замшевой обуви, стоившей около 20 тысяч рублей, сразу после покупки она обнаружила небольшую дырку. Я начала проверять сапоги и увидела, что кожа на них слишком тонкая. После измерения толщины прибором с ужасом обнаружила: на месте прикладывания прибора эта «замша» начала расползаться. Оказалось, что на сапогах была даже не ткань, а склеенные пропиткой волокна. Спустя 1,5 года мытарств в судах и экспертных учреждениях, магазин выплатил девушке 90 тысяч компенсации. Поэтому не бойтесь отстаивать свои права!