Это были сотрудники министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии Тосиа Конума и Масахиро Такэда, представители общественности Рюхэй Ёсидзаки и Осаму Такэути, а также переводчик Ацунари Токунага.
Японцы и мэр Яи Евгений Мяленко читают статью в АиФ в Кузбассе о черепе японского военнопленного который больше 30 лет хранила жительница Яи Наталья Лупиногова
В этот раз японская делегация, несмотря на октябрьскую непогоду, всё-таки надеялась раскопать могилы своих предков – умерших военнопленных, которые, по архивным данным были захоронены на одном из частных земельных участков по улице Северная. Всего японских могил там около 40. Все останки сгинувших на яйской земле солдат гости Яи планировали эксгумировать, а прах увезти к себе в Японию. Но хозяева огорода, на котором ещё с 1945-1947 годов покоятся японцы, не пережившие в лагерях сибирских морозов, были категорически против того, чтобы на их земельном участке раскапывали могилы. Они утверждали, что из-за раскопок будет нарушен плодородный слой почвы, которую они десятки лет удобряли навозом и перегноем со своего подсобного хозяйства, в котором держали несколько коров, свиней и другую живность. А после таких масштабных работ, когда японцы уедут и увезут с их перекопанного до глины огорода кости своих соотечественников, останутся на старости лет и на долгие годы совсем без урожая. Хотя во время недавнего визита японской делегации в Яю в июле нынешнего года с этими же хозяевами гости предварительно договорились, что в нынешнем октябре, когда с огорода урожай перекочует в погреб, они приедут, чтобы забрать косточки японских солдат. А вот по сумме компенсации вреда за раскопки захоронений на своем приватизированном огороде хозяйка Надежда М. с японцами и в прошлый, июльский приезд не сошлась в цене. Как нам тогда рассказывал мэр Яи Евгений Мяленко, она назвала такую огромную сумму, что у японцев глаза стали круглыми.
В том, что могилы находятся именно на этом огороде, японцы узнали ещё два года назад, когда здесь же проводили изыскательские работы, сверяя их с архивными документами НКВД. Тогда же из двух могил достали останки военнопленных и перезахоронили их неподалеку, у памятника японским солдатам, к которому больше десяти лет постоянно приезжали японские делегации, чтобы почтить их память.
Остались без костей
На этот раз японцы получили разрешение Роспотребнадзора на эксгумацию останков и их вывоз. Но с владельцами огорода, которые не так давно стали его собственниками, им так и не удалось договориться о цене. Мэр Яи Евгений Мяленко, который принимал активное участие в переговорах, давал твёрдые гарантии хозяевам, что после раскопок привезёт в огород плодородную землю, облагородит его. Уговаривали неприступных хозяев проявить гражданскую сознательность, вспомнить о совести и разрешить провести раскопки юрист из администрации городского поселения, участковый инспектор полиции, журналисты. Официальные лица беспокоились, как бы такая ситуация не спровоцировала международный скандал. Ведь о возможности эксгумации останков военнопленных японцы договорились на правительственном уровне. Но все увещевания владельцам огорода были нипочём. Десятки лет на останках японских военнопленных они выращивали картошку, а из костей, которые постоянно попадались в земле, дети складывали скелеты.
Хозяйка огорода, Надежда М., живёт здесь 24 года. Когда только начинали разрабатывать огород, то на штык лопаты, где ни копни, постоянно натыкался на кости и черепа:
- Пацанёнок из них складывал скелеты. Особенно много выкапывали костей, когда строили под баню фундамент. В нашем погребе до сих пор два скелета лежат, мы их закрыли досками, засыпали весь погреб овощами на зиму, поэтому сейчас запасы трогать не дам. Если здесь всё перелопатят, то ничего больше расти не будет, останемся голодными, без урожая!
Японцы предлагали ей денежную компенсацию, но хозяйка не согласилась, а её цена не устроила гостей. Японцы твёрдо ответили, что не способны выплатить ей такую огромную сумму, и совсем отказались от своих намерений вести дальнейшие переговоры.
Возможно, что больше японские делегации в Яю никогда не приедут. Поэтому у всех, кто остался навсегда в яйской земле, они в скорбном ритуале просили прощения за то, что не смогли забрать их с собой. В их честь здесь же, у японского памятника, подняли свой японский флаг, зажгли свечи, читали молитвы и возлагали цветы. После трогательной минуты молчания и ритуального обряда поблагодарили областные и районные власти за тёплый приём, сказали всем «До свиданья!» и, продрогшие, промокшие, в лёгкой одежде поспешили в тёплый автобус, чтобы отправиться на родину. С какими чувствами в этот раз японцы возвращались в страну восходящего солнца и какими впечатлениями потом делились с соотечественниками, вспоминая свою неудачную поездку в Яю и неприступную хозяйку огорода, на котором так и остались могилы японских военнопленных, это нам неизвестно.