Кемерово, 4 июля – АиФ-Кузбасс. Фронтовик, ветеран труда, фотограф и книголюб из Яи Виктор Смышляев за всю жизнь собрал у себя дома уникальную коллекцию книг, газет и фотографий.
Ни разу сапер не ошибся
Сегодня Виктор Павлович, которому 88 лет, не любит вспоминать о войне. Хотя фронтовых испытаний довелось пережить немало. Он скромно говорит, что в атаки на фашистов не ходил, танков не подбивал, а выдумывать про несуществующие подвиги, как это порой делают некоторые ветераны, которые на самом деле и пороха не нюхали, ему совесть не позволяет. Но во время войны нёс он службу трудную и опасную, когда часто жизнь оказывалась буквально на волоске. На Ленинградском фронте, в Карелии, с 1944-го и по 1947 годы наш земляк был сапером Кингиссепского батальона и занимался разминированием минных полей. Каких только взрывоопасных «сюрпризов» ему не пришлось там повидать и обезвредить: финские пластиковые мины, немецкие прыгающие «шпринг-мины», растяжки с гранатами и фугасами. Минами была усеяна вся земля.
Ветеран говорит, что много раз мины хрустели и у него под ногами, но не взрывались, потому, что попадались на его счастье фанерные, которые давно сгнили, установленные ещё во время советско-финской войны в 1939-1940-го годов. А жертв среди сапёров было немало. Особенно из-за безответственности. Иногда сапёр невнимательно проходил с обычным щупом участок и спешил отрапортовать командиру, что он его разминировал, а следом шли другие солдаты и подрывались. Сколько всего мин пришлось обезвредить фронтовику, он не считал, но говорит, что счёт их шел на тысячи. Часто приходилось прочёсывать один и тот же участок по нескольку раз, ведь мины лежали в земле слоями. И все сразу за один проход только с помощью щупа найти было невозможно. Виктор Павлович считает, что, наверное, судьба, природная аккуратность и внимательность уберегли его на минных полях, ни разу сапёр на своей кропотливой работе на фронте не ошибся. Это помогло сохранить жизнь многим бойцам и мирным жителям, которые по его разминированным полям гнали с нашей земли фашистов, а потом восстанавливали послевоенную мирную жизнь.
Книги классиков не пылятся
С раннего детства и на всю жизнь Виктор Смышляев сохранил страстную любовь к чтению, собирал книги и газеты. Но не для того, чтобы просто их коллекционировать, все их он много раз перечитал, да и сейчас каждый день перебирает – перелистывает. Для своей уникальной коллекции отвёл в доме целую комнату. А подшивки газет, которых за десятилетия набралось больше полутора тонн, хранит в сарае. К примеру, есть в его коллекции выпуски газеты «Правда» ещё за 1936 год, начиная с 1955-го года – подшивки журналов «Огонёк», «Крокодил», «Советский экран», «Советское фото». Это были самые любимые издания, которые он собственноручно переплёл в книги, сделав для них прочные дерматиновые обложки. Такие подшивки, напоминающие огромные фотоальбомы с периодической печатью советского времени занимают у него всю стену на полках. Есть также десятки собственноручно переплетённых книг, в которых собраны публикации по разным темам: про актёров, природу, космонавтов. Переплетена и своеобразная книга памяти, в которой подшиты все сообщения – некрологи и репортажи о смерти и похоронах наших вождей, начиная со Сталина, членов правительства, актёров, космонавтов и других известных людей. После войны молодой книголюб, вернувшись в Яю и устроившись работать в государственный банк, начал регулярно покупать книги писателей-классиков. Первыми приобретениями у него стали собрания сочинений Гоголя и Лермонтова, изданные ещё в 1948-м году. Есть и полные собрания сочинений Сталина и Ленина. Все свои книги в библиотеке коллекционер пронумеровывает и аккуратно записывает в каталог. По его реестру сейчас у него на полках стоит более 2200 книг. Только в начале 90-х годов прошлого века Виктор Смышляев перестал пополнять свою библиотеку. Говорит, что всё самое лучшее из классики у него уже давно к тому времени было, а народу в те годы стало не до книг, думали, как бы выжить, прокормиться, да и классику начали забывать, даже из школьной программы вычёркивать. А книги начали издавать такие низкопробные – детективы и любовные романы – что и читать их ему стало неинтересно. Начав карьеру с должности кредитного инспектора, больше четверти века Виктор Смышляев трудился управляющим отделения Яйского госбанка, пока на пенсию не ушёл. Примерно треть зарплаты уходила у него на книги, подписку на газеты и журналы, да ещё и на увлечение фотографией. Вспоминает, что с фотоаппаратом не пропускал ни одно событие в Яе. Как клали первый асфальт в посёлке, где и как жили его земляки после войны, какие важные объекты возводили строители, как и что праздновали селяне: чёрно-белые фотографии бережно хранят всё это по сей день в десятках фотоальбомов ручной работы. Ветеран вспоминает, что почти каждый день, возвращаясь усталым с работы, отдыхал в тёмной комнате до утра, проявляя фотоплёнки, печатая фотографии, расклеивая их аккуратно в самодельные альбомы.
Увлечения силы дают
Сейчас Виктор Павлович живёт в просторном доме один. Сам за собой ухаживает, моет пол, прибирается, работает на огороде. Ему предлагали опеку работники социальной защиты, но ветеран считает, что он ещё в силах жить самостоятельно, да и неудобно ему, чтобы с ним посторонние люди нянчились. Откуда у фронтовика в 88 лет берутся силы, чтобы не лежать на диване, а постоянно трудиться, диву даёшься. Но ветеран говорит, что силы от его увлечений, с которыми он не планирует расставаться. Да ещё каждое утро обязательно делает с гантелями физзарядку и много ходит.
– Наверное, это привычка такая, бывшего банковского работника, что люблю порядок и точность во всём, – рассказывает Виктор Смышляев. – Даже если на улицу не выхожу в какой-то день, то всегда по дому несколько раз прохожу по 30 шагов. А бывая у дочери в Новосибирской области на даче, каждый день хожу к роднику со святой водой по 8400 шагов.
К нашей газете у Виктора Павловича особенное доброе расположение среди всех прочих нынешних печатных изданий. Он говорит, что в «АиФе» всё в меру, нет такого засилья гламура или скандальности, из-за которых он с недавних пор он перестал читать многие другие «толстые» газеты. Наш еженедельник он читает со дня выхода, все 35 лет. И многие даже самые давние статьи авторов из «АиФ в Кузбассе» помнит почти наизусть. Рассказывает, к примеру, как много лет назад мы писали про коллекционера из Новокузнецка, который собрал 11 тысяч анекдотов:
– А у меня анекдотов во много раз больше будет, вот они все подшиты, книжками на полках стоят. Там анекдоты всех времен и народов, на любой вкус, – гордо рассказывает ветеран.
О своей коллекции ветеран говорит, что она ему силы даёт и жизнь продлевает:
– Не станет меня, тогда родные пусть и решают, как с моей коллекцией поступить. Мне бы хотелось, чтобы попала она в надёжные руки, чтобы люди перечитывали, пересматривали, набирались знаний, на классике воспитывались сами, учили детей и помнили, какой богатой была целая эпоха нашей непростой жизни!
Фронтовой дневник. «Мы учимся побеждать...»
Фронтовой дневник. Война только начинается
Фронтовой дневник. Осколки случайно пролетают мимо
«Лишь бы нас не забывали». Какие общественные заботы у ветерана войны?
Победитель из Кузбасса вернулся в землянку