Примерное время чтения: 11 минут
146

Учим малышей. Полезные советы педагога Монтессори

Ребёнок учится на примере взрослых.
Ребёнок учится на примере взрослых. pixabay.com

Многие родители, особенно молодые, не знают, как правильно приучать ребёнка к чистке зубов, развивать их, реагировать на ссору в детской песочнице. Педагог сада Монтессори и мама в декрете Екатерина Кукушкина делится с kuzbass.aif.ru важными секретами воспитания.

Как приучить малыша чистить зубки?

Педагог Екатерина Кукушкина рассказала о собстенном опыте приучения к ежедневной гигиене ребёнка. По её словам, на приучение ушло три недели.

«Сначала каждое утро я брала дочь с собой в ванную, где она наблюдала, как зубы чищу я. Заранее включала детские веселые песенки, чтобы закрепить приятные ассоциации с этим процессом. Перед сном чистку зубов демонстрировал ей папа. Где-то через неделю она осмелилась сама почистить мне зубы. Пришлось немного потерпеть», - рассказывает педагог.

В качестве совета она рекомендует превратить обучение в игру, тогда ребёнок будет задействован в обучении: «Мы активно чистили зубы пупсам, собачкам и динозаврикам. Нашли специальный муляж в виде челюстей, на которых она тренировалась. Вместе сходили в магазин за зубной щёткой. Купили три, которые она сама выбрала».

Важным условием она считает доступность предметов гигиены: стаканчик со всеми зубными щётками, зубной пастой и полотенчиками необходимо установить на уровне ребёнка. Можно испльзовать специальную подставку к раковине.

«Теперь каждое утро и каждый вечер я проговариваю: «У тебя красивые зубки, давай мы их сохраним такими надолго! Какую щетку ты выбираешь сегодня? А теперь я включаю песенку, и мы чистим зубки! Готова?» - делится своим опытом педагог и мама.

Чтобы закрепить положительный опыт, ребёнка нужно хвалить и за самостоятельность, и за старательность.

Как развивать речь?

Педагог даёт несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям научить ребёнка говорить осмысленно. Она приводит примеры, как работают над речью в Монтессори-классе.

Необходимо разговаривать со своим малышом, общаться, даже если он совсем маленький, утверждает Екатерина. Возраст не имеет значения. Задавая вопросы, родители дают стимул для ответа.

Важный момент при формировании речевого навыка малыша - следить за собственной речью. Общаясь с малышом, нужно говорить медленно, чётко, неторопливо, с соблюдением пауз. Необходимо ограничить время общения с гаджетами, а для этого нужно общаться с детьми, читать им книги, петь песенки (потешки или стишки), ходить с ними в театры и музеи и т. д.

Чтобы научить ребёнка говорить, нужно читать ему книги.
Чтобы научить ребёнка говорить, нужно читать ему книги. Фото: pixabay.com/ pixabay.com

Но подходить к проблеме нужно комплексно: параллельно с чтением книг и играми выполнять логопедические упражнения, развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.

В Монтессори-классе всё обустроено таким образом, чтобы окружающее пространство способствовало естественному развитию речи ребёнка.

Во-первых, присутствует разнообразная, богатая, но чёткая и неторопливая речь взрослого. Монтессори-педагог всегда стремится называть вещи своими именами и использовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, называть цвета, действия. Важное условие - повторять несколько раз.

Во-вторых, создана доверительная атмосфера. Разговаривая с ребёнком, педагог находится на его уровне, смотрит в глаза, внимательно следит за речью ребёнка, замолкает и не перебивает, когда это требуется, задаёт вопросы. На круге каждого участника спрашивают, какое у него настроение, как он провёл утро, чем бы он хотел сегодня позаниматься и т. д. Чтобы разговорить кого-то, надо с ним разговаривать.

В-третьих, приветствуется свободное общение в среде и предметное окружение. Никто не просит детей замолчать. Они занимаются, общаясь друг с другом. Ребенок получает колоссальный опыт взаимодействия со средой: он стирает, моет, чистит, складывает, считает, пишет и т. д. Как только он освоит «упражнения» жизни, то хорошо запомнит названия всех окружающих предметов.

Если на площадке забирают игрушку?

С различными проблемами сталкивается почти каждый родитель, когда дети играют на одной площадке. Ваш малыш не хочет делиться своими игрушками или отбирает игрушки у других, не умеет защищаться; не знает, как подойти первому и познакомиться или не может определить границы либо место для своих игр.

Как поступить родителям в таких ситуациях, делится секретами Екатерина Кукушкина. Во-первых, считает она, нужно научиться самому на всё реагировать максимально спокойно и адекватно. Помните, что ребёнок так или иначе копирует вашу модель поведения.

Во-вторых, если ребёнок не хочет делиться своими игрушками на площадке, это нормально, это ведь его игрушки. В раннем возрасте малыш ещё не понимает понятия «дать поиграть на время». Он почувствует себя обиженным и непонятым, если вы заберете у него ценного мишку или зайчика. В будущем он обязательно преодолеет этот момент и научится делиться. Но всему свое время.

Ребёнку нужно объяснять и разговаривать с ним, чтобы он научился играть с другими детьми.
Ребёнку нужно объяснять и разговаривать с ним, чтобы он научился играть с другими детьми. Фото: pixabay.com

В-третьих, если ваш ребёнок отбирает чужие игрушки, надо спокойно объяснить, что у неё уже есть хозяин, а значит, надо спросить разрешения. Можно предложить поменяться игрушками. Если малыш не хочет отдавать своё, но без разрешения берёт чужое, пресекаем эти действия, останавливаем его. С десятого раза он поймет, что в таком случае с ним никто не захочет меняться.

В-четвёртых, если ребёнок не защищается и он ещё слишком мал, чтобы решить проблему в одиночку, надо вмешаться родителям. Так и обращаемся напрямую и к ребёнку, и к родителю: «Извини, но это лопатка Юли. Она очень расстроена, верни её, пожалуйста». Чтобы такие ситуации не повторялись, учим защищать свои границы и вводим понятие «стоп».

Как исследовать мир из коробки?

Чтобы познакомить ребёнка с окружающим миром, делаем сенсорные коробки — ёмкость, в которую можно насыпать или положить материал разной фактуры и формы. У каждого возраста разный набор.

Сенсорная коробка для самых маленьких (6 месяцев-1,5 года) не должна содержать мелких предметов. «Избегаем мелкого наполнения, используем крупные мячики, мягкие клубочки, щеточки, кубики, деревянные ложки, губки. Главное, чтобы они были разного цвета, формы и разные на ощупь — мягкие, твердые, шершавые, гладкие, колючие и т. д.», - рекомендует педагог.

Для детей от года полезны для познания станут коробки с крупой или природным материалом. «Используйте крупу на ваше усмотрение. Хорошо подходит рис, кускус, гречка, бобовые, а также орехи, семечки, макароны. Обязательно добавляем природные материалы: шишки, жёлуди, солома, песок, листья, палочки. Мелкие предметы: пуговицы, шарики, кусочки ткани, паралона и т. д.», - делится Екатерина.

Как играть? В ёмкость нужно насыпать крупу и добавить предметы покрупнее. Ребёнку обычно нравится выбирать предметы покрупнее и складывать их в ведёрко. Когда основной материал изучен, можно добавить новые предметы, усложнив задачу.

С ребёнком обязательно нужно играть, это способ познать окружающий мир.
С ребёнком обязательно нужно играть, это способ познать окружающий мир. Фото: pixabay.com

Очень нравятся детям коробки с водой. Вода расслабляет и гармонизирует тело, снимает стресс. Здесь важно подобрать контейнер побольше и предварительно постелить клеенку, а вот наполнение — чистая фантазия! Ребятам нравится вылавливать поварешкой предметы или просто пускать кораблики.

Для ребят постарше (2-3 года) требуется формировать тематические или сюжетные коробки. Самая простая — ферма. Родителям понадобятся фигурки домашних животных, опилки, картонные коробки или веточки для забора или сарая. Можно добавить деревья или другие элементы.

Как снизить агрессию ребёнка?

Гнев — чувство, обусловленное природой. Его нельзя игнорировать, но можно научить ребёнка выражать его более экологичным, приемлемым способом. В связи с этим педагог и мама Екатерина Кукушкина даёт несколько советов.

1. Расписать правила поведения. Установить табу. Этих правил должны придерживаться все: дети, родители и члены семьи. Правила могут быть разными: например, мы одна большая дружная команда, мы не дерёмся, если что-то кому-то не нравится, проговариваем.

2. Договориться о единых санкциях. Например, драчуны не получают мороженого или не идут на выходных в парк.

3. Ввести слово «стоп». Каждый раз, когда дети начинают ссору (кто-то у кого-то что-то отбирает или замахивается), другой ребёнок должен вытянуть вперёд ладошку и строго сказать: «Стоп, остановись». Взрослому вмешаться по необходимости.

Драчуны не получат мороженое.
Драчуны не получат мороженое. Фото: pixabay.com

4. Проговаривать чувства. Зачастую ребенок злится или сердится, но не понимает, что с ним происходит в этот момент, поэтому он переходит на действия — начинает драться, кусаться, царапаться, кричать. Здесь важно это остановить, проговорить: «Ты злишься? Ты хочешь сейчас кого-то ударить? Но я не могу тебе разрешить это сделать, людей не бьют».

Есть множество способов помочь ребёнку выразить свои эмоции. Допустим, подготовить специальную подушку для битья или пуфик, который разрешается стучать, кричать на него и т. д. А есть профилактические меры, помогающие снизить агрессивность чада:

Сказкотерапия. Можно читать детям сказки с нужными примерами. Например, про зайчика-драчуна, с которым никто не хотел играть. 

Ситуативный театр. Можно разыгрывать представление с помощью фигурок, в основе которого важная тема (в том числе драки).

Игры на совместное участие, сплочённость команды и т. д. Занятой ребёнок не начнёт устраивать хаос. А если хаос уже устроен, можно устроить что-то вроде «экстренного круга». В нём детям ещё раз необходимо напомнить правила и в подробностях рассмотреть произошедшую ситуацию. Иногда зачинщики, понимая, что чего-то лишатся, тут же мирятся, а иногда всё нужно разложить по полочкам, проговорить чувства каждого.

«Придумайте свой помощник-алгоритм, состоящий из любимых фраз и методов. Важно увлечь ребёнка игрой. Допустим, побросать мячик в стену и выкрикивать то, что его больше всего злит. Смысл игры — помочь выплеснуть эмоции, а не подавить их», - рекомендует Екатерина Кукушкина.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах