Примерное время чтения: 7 минут
453

План любой ценой? Опытный шахтер откровенно рассказал об изнанке работы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Кузбассе № 34 21/08/2024 Сюжет Наука Кузбасса. История и современность (2024)
Работа шахтера всегда сопряжена с большими сложностями и опасностями.
Работа шахтера всегда сопряжена с большими сложностями и опасностями. / Анна Городкова / АиФ

Кузбасс, знаменитый своим угольным месторождением, является домом для многих шахтёров, чья работа не только обеспечивает энергией регион и страну, но и сталкивается с уникальными вызовами и изменениями. Шахтёр с 21-летним стажем Андрей Уланов делится трудностями профессии, мнением об аварийности и перспективах развития угольной отрасли.

Пока есть человек, аварии будут

kuzbass.aif.ru: Андрей, вы проработали механиком горного оборудования на одном из разрезов области 21 года. Понятно, что под землей опасно. С какими главными опасностями, страхами, сложностями в работе угольщика вы сталкивались за все эти годы? И что на разрезе важнее всего?

Андрей Уланов: Во главу угла ставится соблюдение правил техники безопасности, которые «написаны кровью». Мои главные страхи исходили из 90-х годов, когда были массовые сокращения рабочих, закрывалось множество шахт и разрезов. Семьи оставались без средств к существованию. 

А также переживал из-за большой ответственности механической службы предприятия, где я и работал, за допуск рабочих на исправное оборудование.

— В прошлом году на предприятиях угольной промышленности страны от травм погибли 11 горняков но при этом ни одной аварии не произошло. Как вы считаете, в чем причина гибели людей и крупных аварий?

— Это личное нарушение работниками правил техники безопасности. В основном это поражение электрическим током. Часть аварий связаны с горно-геологическими условиями: выброс метана на шахтах, на разрезах — падение горной техники с уступа, гибель людей при проведении массового взрыва, нарушения ведения горных работ, которые приводят к обвалам, сходам больших объёмов горной массы во внутренние выработки разреза.

Последний случай со смертельным исходом на разрезе произошёл из-за несогласованности в действиях между водителем большегрузного самосвала «БелАЗ» и лаборантом автобазы. Женщина должна была взять масло из автомобиля для экспертизы на наличие примесей, а водитель во время процедуры повернул передние колёса и раздавил голову женщины. Это произошло по вине обоих участников: водитель не должен был находиться в кабине, а лаборант должна была приступать к забору масла только в присутствии и разрешении на это водителя самосвала.

— На угольных предприятиях есть четкие инструкции, нормативы по работе техники и прочее. Там, где вы работали, все меры безопасности соблюдались как положено?

— Нет, не вся техника безопасности соблюдалась по ряду причин. Например, одна из них — план по добыче угля любой ценой, так как при его невыполнении угольщики получают минимальную заработную плату без премии.

Уменьшение плана добычи чревато нагоняем руководителю разреза, поэтому производственники, даже зная в середине месяца о том, что план по углю не будет выполнен, скрывают эту информацию от передачи в головную компанию холдинга. При невыполнении плана реальные цифры по замерам доступны только для внутреннего пользования на разрезе, а в холдинг уходит откорректированная информация. В начале следующего месяца приходится выполнять не только текущий план, но и долги по прошлому месяцу. В спешке некоторые угольщики не соблюдают технику безопасности. Это главная причина.

— Как думаете, возможно ли полностью предотвратить аварийность на разрезах, шахтах и свести к нулю смертельный травматизм? 

— Невозможно, так как человеческий фактор никто не отменял. Смертельный травматизм можно исключить при замене человека техникой, управляющей искусственным интеллектом, а также если свести до минимума участие человека в опасных производственных процессах. Пока есть человек, аварийность будет сохраняться.

Импортозаместить можем

— В таком случае какие инновации и технологии используются для повышения эффективности работы на угольном разрезе? И можно ли заменить всех людей машинами? Лошадей же уже вывели из забоев… 

— Да, заменить людей можно. Применение на предприятиях горной техники с дистанционным управлением (оператором, не находящимся в опасной производственной зоне) как раз об этом. У нас в Кузбассе залежи угля находятся относительно неглубоко, но в других регионах мира, таких как ЮАР, есть шахты по добыче золота глубиной от 3,5 до 5 км. Температура в этих шахтах достигает 65 градусов, там не хватает кислорода — в таких условиях, где нахождение человека смертельно опасно, как раз необходимы механизированные автоматические комплексы с дистанционным управлением.

Увеличение производительности труда, а соответственно и увеличение добычи угля, напрямую связано с несколькими факторами. 

Это введение в эксплуатацию новых высокопроизводительных комплексов по добыче и переработке, применение новых технологий по обогащению угля, использование готовых цифровых решений по обработке информации и выдаче оптимальных решений для каждого конкретного предприятия с учетом его специфики, оптимизация процессов, связанных с добычей, транспортировкой и реализацией готовой продукции. 

— Возможно ли полностью импортозаместить горно-шахтное оборудование? И, по вашим оценкам, сколько этого оборудования мы используем российского производства, а сколько заграничного? 

— 100% возможно. Во времена СССР на разрезе, где я работал, вся горная техника была произведена в нашей стране, и только с 90-х годов понемногу началось приобретение импортной техники. В основном это были японские бульдозеры «Комацу». В 2005 на моем разрезе установили первый импортный буровой станок. 

Сейчас ситуация там следующая: буровой парк имеет пять станков, четыре из них — импортные. 100% парка большегрузов — белорусские «БелАЗы». Экскаваторы российские, и это радует, так как наша промышленность начинает выпускать высокопроизводительную горную технику. Одной из проблем импортной техники является отсутствие запасных частей на складах поставщиков, из-за этого увеличиваются аварийные простои (были случаи простоя станка в течение 4 месяцев). Доступность запасных частей ограничена длительной поставкой из-за нарушения логистики, связанной с западными санкциями, многие западные бренды по выпуску горной техники вообще покинули российский рынок.

При длительных аварийных простоях техники невозможно выйти на плановые показатели по добыче, план по углю приходится снижать. Снижается и прибыль предприятия, значит, нет возможности повышать заработную плату и даже текущие зарплаты будут пересмотрены в сторону уменьшения. Так как угольные предприятия получают деньги только от реализации угля, других статей дохода нет, не будет возможности инвестировать в новые технологии и закупку новой техники, станет меньше и налоговых отчислений в бюджет региона.

— Прекратим ли мы топить углем? 

 Нет, в ближайшие 50-70 лет не прекратим. Очень много угля используется в химической отрасли, который нельзя заменить.

 При выполнении определенных условий угольная отрасль может получить второе дыхание. Главная проблема нашего региона — это доставка угля до заказчика, географическое положение Кузбасса и отсутствие высоко пропускных железных магистралей в восточном направлении. 

Так как основные потребители угля — это Китай и Индия, нашим угольщикам очень трудно конкурировать по ценам из-за того, что тарифы на доставку угля по территории России до восточных портов бывают выше себестоимости производства одной тонны угля. Это главные сдерживающие факторы для угольщиков Кузбасса. 

Досье
Уланов Андрей Анатольевич. Механик по ремонту бурового оборудования. Окончил Кемеровский горно-технический колледж по специальности «горный техник-электромеханик». Полный кавалер знака «Шахтерской славы» всех трех степеней.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах