Густая пелена скрыла дома, машины, деревья. На минувшей неделе Кемерово, Новокузнецк и Прокопьевск погрузились в смог. В причинах очередной напасти разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Дышать тяжело
В первые дни декабря многим кемеровчанам и новокузнечанам вспомнился советский мультик «Ёжик в тумане». «Вышли мы вечером из цеха – то ли туманище, то ли дымище. Так и хотелось закричать, как тот ёжик: «Лошадка-а-а!» Если серьёзно, неприятно. В воздухе что-то летало, но это не снег, а какие-то грязные частицы. Даже страшно подумать, чем нас травят», – рассказал новокузнечанин Алексей Кузнецов.
«Получил сегодня много ваших обращений о смоге в городе. После работы вышел на прогулку: над городом стоит туман, дышать тяжело. В некоторых районах видимость несколько метров», – оперативно отреагировал на жалобы в своём аккаунте «ВКонтакте» губернатор Сергей Цивилёв.
В общей сложности на пять дней власти ввели режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ) в Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске, или, по-простому, режим «чёрного неба». От предприятий в эти дни требуется сократить выбросы на 20-40% в зависимости от степени загрязнённости атмосферы.
Для Кузбасса «чёрное небо» – не редкость. В 2017 г. режим НМУ в городах вводили 75 раз, в 2018-м – 72. Чаще всего – в Кемерове.
Печки или заводы?
В безветренную погоду выбросы предприятий и автомобилей, дым от печей частного сектора концентрируются в воздухе и повисают над землёй. Когда во время бюджетного послания главу Новокузнецка Сергея Кузнецова спросили об экологии города, он посетовал: мол, можно, конечно, и совсем остановить предприятия, а можно и самим жителям стать ответственнее, потому что от печей и машин дыма в городе не меньше. Некоторые горожане обиделись на слова мэра и обвинили его в укрывательстве реальной ситуации.
Даже у экологов нет однозначного ответа на вопрос, от чего вреда больше – от машин, печей или предприятий. По этому поводу вспоминается собрание экопроекта «Зелёная гостиная» в Междуреченске нынешним летом. Один из промышленников пожаловался на то, что в Новокузнецке зимой дышать нечем, особенно когда проезжаешь мимо частного сектора. На что руководитель проектной группы по разработке регионального экологического стандарта Галина Мекуш ответила, что на космических снимках частный сектор и угольные разрезы по выбросам выглядят примерно одинаково. «Печное топливо, частицы от его неполного сгорания, сажа и выхлопы автомобилей – вот в чём самый большой вред здоровью», – считает она. На что её коллега, председатель новокузнецкого комитета охраны окружающей среды Ирина Савина привела такую статистику: из 300 тыс. тонн выбросов в атмосферу Новокузнецка 85% составляют выбросы одного из угольных гигантов, а всего 11 тыс. тонн – частный сектор. То есть «низкие» источники усугубляют ситуацию в режиме НМУ, но эти загрязнения – капля в море.
«Большая часть выбросов в атмосферу приходится на предприятия. Как правило, днём они дисциплинированно соблюдают режим НМУ, а ночью работают на полную мощность. Потому, когда утром просыпаешься, без кашля не вздохнёшь. Таким образом, если даже мы все машины и весь частный сектор переведём на газ, смог всё равно останется», – полагает доктор технических наук, действительный член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Витаутас Сенкус.
Поменять уголь и машины
Коптят небо и котельные – их в Кузбассе 963. Витаутас Сенкус был поражён котельными в Прокопьевске и Киселёвске. «Из труб такая сажа летит, что её слой на снегу виден невооружённым глазом. Не понимаю, неужели трудно поставить гидроциклоны, сделать гидроочистку отходящих газов? – возмущается академик. – По сравнению с тем, какие деньги они собирают с города за тепло, эти системы должны работать давно, но увы, видимо, карманы разные. Поэтому очистных или нет, или они не работают».
По мнению президента Кузбасской ассоциации переработчиков отходов, доктора технических наук Екатерины Волынкиной, для снижения выбросов на котельных зачастую достаточно поменять топливо. Это подтверждается и мировым опытом, и практическими исследованиями учёных в Новокузнецке и Мысках. Работая над проектом «Чистый уголь для котельных», самые интересные результаты они получили на маленьких котельных (обычно такие работают в детсадах, школах, магазинах). «Простая замена рядового угля марки Г на рядовой уголь марки Т давала снижение выбросов пыли на 65-90% и практически до нуля – выбросов продуктов неполного сгорания топлива, например, оксидов углерода, – приводит пример Екатерина Волынкина. – В Кузбассе все угли добываются, нет проблем подобрать подходящие для котельных».
Доля выбросов от транспорта в Кузбассе составила в 2018 г. 14,5%. Она уменьшилась за год, потому что общественный транспорт массово перешёл на газомоторное топливо. Эту положительную динамику наверняка закрепит предложение губернатора освободить владельцев электромобилей от транспортного налога. Он попросил региональных депутатов принять соответствующие поправки в законодательство до конца этого года.
К выходным подул ветерок, и смог над кузбасскими городами развеялся. Не улетучились бы инициативы и предложения по снижению выбросов в воздух.