В Международный женский день особенно интересно узнать, почему представительницы прекрасного пола выбирают совсем не женские специальности. О том, как им работается в мужских коллективах, рассказали сотрудницы Западно-Сибирской железной дороги.
Мама Ирина
Ирина Елёскина - одна из немногих женщин на Западно-Сибирской железной дороге, работающая старшим электромехаником. Мужской коллектив называет её мамой. Будущую сферу деятельности хрупкой девушки определил пример отца - машиниста тепловоза. После школы Ирина Елёскина пошла учиться в Томский железнодорожный техникум. Там и узнала, что выбрала мальчишескую специальность - обслуживание устройств автоматики и телемеханики. На практике понравилось запускать новые устройства, изучать схемы и на тот момент неизвестную для неё аппаратуру. В 2011 году после получения диплома и распределения переехала в Кузбасс.
«Наша работа заключается в обслуживании светофоров и стрелок. От нас зависит, чтобы поезда шли по подготовленному и безопасному пути. Поэтому считаю свою специальность самой важной на железной дороге», - рассказывает Ирина. Сначала она работала электромонтёром, потом электромехаником, повышала свою квалификацию, доказав всем, что в мужской профессии женщина может занять достойное место. Почти четыре года назад Ирина переехала в Ленинск-Кузнецкий и стала трудиться старшим электромехаником Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. «Работа нравится тем, что каждый день разный. Никогда не знаешь, где ты сегодня окажешься: если где-то случается неисправность устройств, мы туда едем», - говорит собеседница.
Поначалу мужчины, отработавшие на дороге по 20-30 лет, скептически отнеслись к 27-летней девушке, не воспринимали её как начальницу. Своим ответственным отношением к работе она доказывала каждый день: она сюда пришла не просто так. И вскоре добилась признания и уважения. Взрослые мужчины, многие из которых старше её, тепло называют молодую начальницу мамой. Такое отношение к себе Ирина объясняет так: «Мы 80% времени проводим на работе, поэтому мы как одна семья. У кого проблемы происходят - рассказывают, вместе решаем. К каждому ищу свой подход. Могу и по голове погладить, и отругать».
Женская рука чувствуется также на 45-километровом участке дороги, находящемся в её ведении: старые ржавые шкафы на перегоне заменили на новые, все устройства покрасили - улучшили эстетическое состояние. Это отметили представители дирекции инфраструктуры, которые после осмотра территории и объявили старшему электромонтёру и её коллективу благодарность за содержание.
Ирина - мама не только на работе, но и дома. Она воспитывает шестилетнюю дочку и каждую свободную минутку проводит с ней: вместе ходят в кино, на каток, в бассейн, ездят в лес, а в отпуск - на море. Научилась малышка плавать или стоять на коньках - радостью от этих счастливых семейных мгновений Ирина заряжается сама и делится с коллегами.
«Успех не зависит от пола»
«Могу в субботу сидеть дома, пить чай и по одному звонку сорваться на работу». Заместитель начальника Новокузнецкой дистанции по тяговым подстанциям Марина Лебедева рассказала о специфике своего труда.
Любовь Алексеева, «АиФ в Кузбассе»: - Марина Игоревна, почему вы выбрали техническую специальность и как пришли работать на железную дорогу?
Марина Лебедева: - Мне в школе хорошо давались математика, физика. Поэтому в 2009 году я поступила в Тайгинский железнодорожный техникум. Знакомые ребята уже учились там и рассказывали о железной дороге, её силе, мощи, перспективах. По сути, тогда, по дороге в техникум, я впервые в жизни оказалась в поезде. После техникума устроилась работать в Новокузнецке и училась заочно в Омском государственном университете путей сообщения. Прошла путь от электромонтёра тяговой подстанции до заместителя начальника дистанции электроснабжения по тяговым подстанциям.
- Вам часто приходится бывать в разъездах по долгу службы?
- Часть времени провожу в офисе, но предпочитаю больше бывать на линии - там основной фронт работ. Мне важно видеть всё собственными глазами, участвовать в работах, да и просто с людьми общаться. Рабочий день у меня ненормированный: могу в субботу пить чай дома и по звонку сорваться на службу.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
- Приходится решать много задач, порой кажущихся невыполнимыми, менять оборудование, внедрять новые технологии. Мне интересно этим заниматься.
- Бегаю, играю в волейбол, фотографирую. Нравится путешествовать, особенно впечатлили поездки в Санкт-Петербург, Калининград, Москву. Бывала и за границей, где можно просто полежать на пляже, иногда и такой отдых требуется. Но всё же больше по душе познавательный туризм, люблю бывать в интересных местах, слушать рассказы об истории.
- Вы занимаете руководящую должность в преимущественно мужском коллективе. Какие женские хитрости используете в общении с подчинёнными?
- Ничего такого не использую. Я человек слова, и люди это видят. Кроме того, я профессионально выросла на этом предприятии, большинство меня знает с первых шагов - я и руками работать умею, и головой. Пожалуй, в этом кроется залог успеха любого руководителя, независимо от сферы. Главное - самому пройти всю школу, от кручения гаек до организации монтажных работ по замене оборудования. Дело не в половой принадлежности, а в профессиональных качествах: либо ты хороший специалист, либо нет.
По отцовскому маршруту
С 2021 года женщины в России получили право работать помощниками машиниста. Виктория Елецкая - одна из шести первых девушек, кто освоил новую профессию на ЗападноСибирской железной дороге.
Новокузнечанка Виктория Елецкая - из семьи железнодорожников. В юности, насмотревшись на обременённых тяжёлой и ответственной работой родителей, не захотела идти по их стопам. Но жизнь всё же привела её на железную дорогу. Судьбу новокузнечанки круто развернул коронавирус. Когда началась пандемия, мать троих детей лишилась работы. На помощь в кризисной ситуации пришёл пилотный проект РЖД по обучению женщин профессии помощника машиниста.
«Привлекла в первую очередь стабильность. Да, здесь тяжело: приходится вставать в 3 часа ночи, работать физически. Например, зимой лезу с ломом под поезд, чтобы очистить тормозные механизмы от снега и льда. Но я отношусь к нагрузкам как к фитнесу, - рассказывает собеседница. - Здесь нужны знания физики, электрики, механизмов поезда. Отработала год, а кажется, что и половины не знаю. Удивляюсь, как опытные машинисты по звуку определяют, где какая поломка».
Виктория работает на электропоезде, чаще всего в направлении Новокузнецк - Таштагол. По этому маршруту раньше ездил её отец. «Мне было лет десять, папа брал меня на работу. Так же, как сейчас, ехали по тайге до Мундыбаша, Таштагола. Природа чудесная! Красота! Когда поехала сама, стали всплывать в памяти эти картинки. Сейчас уже мои дочери просятся со мной в рейс», - рассказывает она.
На вопрос, какими качествами надо обладать женщине на этой работе, отвечает: «Силой воли, внимательностью, физической силой. Как говорится, чтобы могла коня на скаку остановить». Прежний опыт пришёлся кстати: за годы работы менеджером по туризму Виктория научилась сглаживать конфликты и находить общий язык с клиентами. Так и с пассажирами: одному холодно, другому жарко, третьему дует - к каждому помощник машиниста должен найти подход, чтобы он остался доволен поездкой.
Судьбу новокузнечанки круто развернул коронавирус. Когда началась пандемия, мать троих детей лишилась работы. На помощь в кризисной ситуации пришёл пилотный проект РЖД по обучению женщин профессии помощника машиниста.
По рассказам коллег из других городов Виктория знает, что не все мужчины-машинисты с ходу приняли девушек-новичков в качестве помощниц. «Их можно понять: прежде в коллективе была мужская атмосфера со своей манерой общения. Но мне повезло: мне встречались понимающие и терпеливые напарники. Как говорит наш начальник, мы такие же работники и исключений для нас делать не надо. Считаю, это правильно: иначе мы ничему не научимся».
В планах новокузнечанки - продолжить учёбу. Однажды она уговорила коллегу пустить её за руль локомотива: «Мне как автолюбителю было интересно, каково это - водить поезд. Он тяжёлый, огромный - жутко! Но страшно интересно! С тех пор загорелась идеей стать машинистом. А почему нет? В наше время женщины управляют автобусами, грузовиками. Но для начала, считаю, нужно освоить все тонкости нынешней профессии».