Читайте также: | |
---|---|
Кузбасский кузнец рассказал, почему его профессия будет востребована всегда | |
Как кузбасский сапёр стал заядлым коллекционером | |
Дояр Миша и его любимые бурёнки |
За что почёт?
Михаил Гурьевич Лазарев в Кузбассе считается легендарным человеком. Бывший бесстрашный фронтовик-артиллерист, награждённый двумя боевыми орденами Красной звезды, тремя орденами Отечественной войны, двумя десятками медалей, получивший двенадцать благодарностей от главнокомандующего Сталина. В мирной жизни он сорок лет проработал судьёй в Анжеро-Судженске. Из них тридцать – председателем суда. Только он первый за Уралом в 1967 году получил звание «Заслуженный юрист РСФСР». Ветеран и сейчас, когда ему почти 90, по-прежнему моложав, беспокоится за судьбы людские, работает в совете старейшин при главе города и в Анжеро-Судженском отделении Всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. К его авторитетному мнению прислушиваются многие. А дома Михаил Гурьевич радушно угощает родных и друзей великолепным борщом собственного приготовления и каждую неделю вот уже тридцать пять лет подряд, с первого номера и по сей день, до последней строчки перечитывает любимую газету «Аргументы и Факты».
А вот первые номера нашей газеты, которая была тогда недоступной простым читателям, он перечитывал, пользуясь служебным положением – в горкоме партии или в горисполкоме. Запоминал, про что там писали, а потом рассказывал землякам. До сих пор в Анжеро-Судженске добрыми словами вспоминают бывшего судью Михаила Лазарева за его гуманность и справедливость. Михаил Гурьевич поделился и с нами некоторыми любопытными воспоминаниями из своей судейской практики.
Главное – не посадить, а воспитать
Михаил Гурьевич считает, что в прежние годы больше внимания правоохранительная система уделяла профилактике преступлений, поэтому и он использовал любые возможности, чтобы оступившегося человека не запрятать за решётку, а дать ему шанс на исправление. Многие им осуждённые и теперь считаются его друзьями и буквально боготворят судью.А он вспоминает:
– В Анжерке раньше орудовала банда братьев Тихоновых. Доходило до того, что в городе среди белого дня раздевали горожан прямо у дома Советов. Бандиты совершали и квартирные кражи, а похищенное прятали в водонапорной башне возле горотдела милиции. Когда я их судил, то только приговор писал десять часов, столько много было у них эпизодов, а на скамье подсудимых сидели тридцать человек. Был у них в банде и вор-карманник Носков, молодой парень, я его всего пять раз судил. И вот он отсидел, приходит ко мне и говорит: «Всё, Гурьевич, надоело мне воровать, хочу исправиться! Помоги устроиться на работу в шахту. Нигде с судимостью не берут». «А ты оправдаешь моё доверие?» – спрашиваю. Он клянётся: «Обещаю, оправдаю!» Пошли с ним к директору шахты, я за него поручился, уговорил, чтоб взяли на работу. Работал он отлично, семью завёл. И сейчас живёт в городе, встречаемся. Каждый раз с благодарностью говорит, что я его спаситель, помог человеком стать.
Его приговоры встречали аплодисментами
– Помню, как вместе с прежним секретарем горкома партии Тамарой Никитиной, мы объединили усилия комсомола, профсоюза, правоохранителей, чтобы сохранить семьи. – Продолжает Михаил Гурьевич. – Создали координационный совет. Тогда же появилась идея проводить День города, нигде в Советском Союзе такого ещё не было. Все дела о разводах, о назначении алиментов я забирал только себе и рассматривал лично. И сотни семей удалось сохранить. К примеру, приходит женщина, подаёт на развод и на взыскание алиментов. Говорит, что муж – шахтёр каждый день пьянствует, избивает её. Пригласил на беседу мужа. Тот рассказывает, что тёща терроризирует, жизни не даёт, поэтому ему и домой не хочется идти, выйдет из шахты, напьётся с друзьями, а потом – скандалы. Приглашаю на беседу тёщу, тестя, свёкра и свекровь. Спрашиваю: «Вы хотите, чтобы трое детей остались без отца?» «Нет!», – отвечают в один голос. «Тогда меняйтесь, улаживайте отношения в семье мирным путём, чтобы это на детях не отражалось», – советую. А они, оказывается, и не знали, что страсти так накалились в семье, что дело до развода дошло. Тесть и свекор тоже не знали, что их жёны создают конфликтные ситуации. Поэтому ещё до заседания суда провели с ними свою работу. Дело назначил слушать на шахте «Анжерская», там работал муж и свекор с тестем, все их знают прекрасно. Народу собралось человек пятьсот. Начал допрашивать жену, а из зала кричат: «Миритесь! Зачем тебе алименты, детям отец нужен!» В результате помирились и отказались от развода. Все в зале встали и начали аплодировать. Так семья сохранилась. Уже на пенсии, пошёл на рынок за молоком, а продавец, та самая женщина, мне говорит: «Спасибо вам огромное, что сохранили нашу семью, отговорили и уберегли от развода! Теперь у нас уже внуки и живём с мужем душа в душу». И подобных историй были сотни. Я взял на себя нелёгкую обязанность не просто судить, а перевоспитывать, мирить и сохранять семьи. Результаты этой работы были убедительными. Вечера вопросов и ответов на предприятиях, выездные заседания суда – всё это в Кузбассе я первый придумал и организовал, многих тогда такая работа уберегла от преступного пути.
Судил по совести
– Работать было сложно, вмешивались в работу суда руководители горкома партии, исполкома. Но я выносил приговоры не только по закону, но и по совести, и не особенно обращал внимание на них. – Говорит Почётный гражданин Кемеровской области Лазарев. – Помню, во времена Хрущёва была уголовная ответственность даже за скармливание хлеба скоту, за это сажали на три года. И вот ко мне поступило уголовное дело, когда женщина кормила хлебом свинью. А в милицию донесла на неё техничка из местного магазина. Милиционеры осмотрели свинячье корыто, нашли хлебные крошки, и женщина попала на скамью подсудимых. Секретарь горкома, председатель горисполкома, прокурор требовали, чтобы я провёл показательный процесс и обязательно вынес самый строгий приговор с лишением свободы. Сколько не доказывал, что хлеба им нужно печь в городе больше, чтобы не было с ним перебоев, женщину не нужно сажать, ведь у неё трое детей, они всё равно на своём стоят. Требуют по всей строгости наказать, чтобы никому неповадно больше было хлеб скотине скармливать. Для себя всё равно решил, что показательный суд проведу, но женщину не посажу. Суд проходил на шахте, где работал муж обвиняемой, был полный зал народа. Прокурор требовал дать один год лишения свободы. Я вынес решение дать ей на один месяц исправительно-трудовые работы с удержанием 5% из зарплаты в пользу государства. Когда прокурор опомнился, он очень возмущался, что с учётом её зарплаты, я наказал женщину всего на три рубля. Но в зале такой приговор тоже встретили продолжительными аплодисментами.
На днях губернатор Аман Тулеев поздравил ветерана Великой Отечественной войны Михаила Гурьевича Лазарева с присвоением звания «Почётный гражданин Кемеровской области».
Мы также поздравляем ветерана с высокой наградой и желаем нашему преданному читателю здоровья, силы духа и радости!