В феврале стартовала акция «АиФ» «Уберём двигателей торговли с дороги»: читатели присылали в редакцию сведения о намертво припаркованных на крайних правых полосах (а также на тротуарах и газонах) машинах, превращённых в рекламные щиты. Почему же такая беспардонная реклама становится в Москве всё популярнее? И почему такие машины не эвакуируют на спецстоянки?
На бойком месте
«Помогите убрать с улицы Ясеневая «соболь», зазывающий в соседний ресторан, - взывает Сергей Чуреков. - Уже который месяц машина стоит прямо перед выездом из дворов на улицу. Поворачивая налево, вообще не видишь, едет кто-нибудь по встречной полосе или нет. Из-за этого гроба на колёсах тут уже несколько аварий было. Я три раза звонил в «Горинфор», который собирает жалобы на незаконную рекламу, - говорят, ждите, эвакуаторов мало».
На Профсоюзной улице «прописался» оригинальный указатель к «Шиномонтажу». «Этот металлолом уже давно у нас во дворе живёт - аккурат между трансформаторной будкой и детской площадкой, - пишет Владимир Майоров. - Как бы избавиться от такого сомнительного украшения?»
И в Южном Бутове (бульвар Адмирала Ушакова) припарковался «двигатель торговли» - большой грузовик с рекламой цветочной базы поставили прямо на газон. Москвичей, живущих и работающих около ст. м. «Семёновская», каждый день призывает заниматься фитнесом рекламный грузовик на пересечении Вельяминовской и Щербаковской улиц. На Бауманской площади такой же промоагент на колёсах долго стоял у обочины, а недавно переехал... на островок безопасности посередине дороги, закрыв собой светофор для автомобилистов. И такой беспредел творится по всей Москве - брендмобили (так называется этот вид рекламы) ставят так, чтобы они гарантированно попадались на глаза москвичам, а то, что практически всегда они мешают проходу пешеходов, провоцируют пробки и даже ДТП, это, видимо, совершенно никого не волнует.
Под видом потенциальных клиентов «АиФ» обзвонил несколько компаний, готовых пригнать брендмобиль с рекламой по любому адресу. «Это в 10 раз дешевле, чем покупать место на рекламном щите и в 10 раз эффективнее, - убеждали бойкие менеджеры. - Поставим «газель» прямо перед поворотом к вашему салону красоты или на газон загоним - все пешеходы будут ваши!» В общем, отдавайте 70-80 тыс. руб. в месяц (если речь идёт о Кутузовском проспекте или Садовом кольце, то в 1,5 раза дороже) - и будет вашему бизнесу счастье. На вопрос, насколько такая реклама законна и не будет ли у нас из-за брендмобиля проблем со столичными правоохранительными органами, рекламные агенты отвечали так: «Из-за дырок в законах ни к вам, ни к нам никаких претензий быть не может!» Неужели действительно управы нет?
По закону превращение транспорта в «тумбу-зазывалу» запрещено Федеральным законом № 38. Но это «нельзя» не подкреплено подзаконными актами, которые позволяли бы быстро и сурово наказывать «нелегалов». Ещё осенью 2011 г. Владимир Ефимов, бывший на тот момент руководителем столичного УФАС, сетовал: «Единственно действенный способ борьбы с брендмобилями - это их изъятие, но для этого Госдума должна внести поправки в действующее законодательство. Ведь штраф в 5 тыс. руб. за незаконное размещение рекламы - это просто смешно».
Убрать нельзя?
«Рекламных машин в столице всё больше: только за последние полгода с улиц вывезли 250 брендмобилей, - объяснил «АиФ» Владимир Яковлев, пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы. - Но невозможно на следующий день после получения жалобы от москвича отправить эвакуатор по указанному адресу. Если машина нарушает правила стоянки, ГИБДД вместе с «Городской службой перемещения транспортных средств» эвакуирует её. Если нарушения ПДД нет, то убрать с улицы авто не позволяет закон. Тогда мы обращаемся в ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций), чтобы разрешили демонтировать рекламную поверхность со щита, установленного на грузовике. Полотно отвозится на склад. Но ещё ни одна фирма не обратилась за своим имуществом».
Кстати, если информация наклеена на борта грузовика (а не на щит, установленный вместо кузова), антимонопольная служба ещё должна доказать, что это носитель рекламы, а не припаркованная ненадолго машина. Ведь украшать работающий транспорт рекламой закон не запрещает (каждая 10-я московская машина расписана объявлениями). «Вот и выходит, что законодательство у нас дырявое, поэтому наказать владельца магазина, фитнес-клуба или ресторана, заплатившего за нелегальную пропаганду своего бизнеса, трудно, - говорит юрист по защите прав потребителей Алексей Зверев. - Это то же самое, что пытаться призвать к ответу фирму, чью незаконную рекламу вы видите на тротуаре или на стикерах в вагонах метро».
«АиФ» отправил в Госдуму запрос, чтобы выяснить, что мешает депутатам внести поправки в законодательство и освободить столицу от брендмобилей, а все адреса, названные нашими читателями, редакция переслала в «Горинфор». Акция «Уберём двигателей торговли с дороги» продолжается.