Примерное время чтения: 8 минут
375

В Кузбассе зафиксированы первые лесные пожары

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты в Кузбассе 29/05/2013

Кемерово, 31 мая – АиФ-Кузбасс. С начала года леса региона горели уже шесть раз. Пока это сущий пустяк (в прошлом году к середине мая мы пережили около двух сотен лесных пожаров). Впрочем, по мнению Павла КУСОВА, старшего инспектора Ма­зу­ровского участкового лесничества, каждый лесной пожар – настоящая беда.

– Павел, когда наступает огонь, от него ведь не только зверьё и деревья страдают. Самим селянам да и горожанам худо приходится. У первых дома могут погореть, вторым дышать нечем от дыма. И всё же люди сами эти пожары устраивают?

– Девять из десяти пожаров возникают по вине человека, а уже потом от погоды зависит, как пламя будет распространяться. Если жарко, лес и трава сухие, то и малейшая искра перерастёт в огненную стену. Получается, что кто-то из-за незнания, неосторожности бросит спичку или окурок, а некоторые и специально, чтобы полюбоваться, как горит в поле сухая трава. А того не понимают, что подуй ветер чуть сильнее, и огонь сразу перекинется на лес.

В прошлом году ездил с друзьями за берёзовым соком. Буквально в трёхстах метрах мужчина сидел в машине, смотрю: около него начинает разгораться огонь. Ясно – бросил окурок в траву! Вот только не учёл, что трава так сильно вспыхнет. Случай в тот раз был серьёзный, и, хотя огонь мы заметили и тушить его начали сразу, огонь дошёл практически до дачных участков. Да и других примеров тоже полно: фермеры поджигают траву – чистят свои покосы, а потом вал огня уходит в лес. В прошлом году пастух недоглядел – из-за его костра оказались выжженными несколько гектаров леса. И, кстати, пастуха после этого судили, дали год исправительных работ и заставили возместить ущерб лесу.

 

Наблюдать за огнём можно только до тех пор, пока ты его хозяин. А на воле он становится хищником. Фото: www.russianlook.com

– Получается, все пожары возникают от безалаберности и недогляда. Но трудно поверить, что в таких масштабных бедах нет какого-то злого корыстного умысла.

– В Кузбассе вряд ли жгут лес из корысти. Там, где я работаю, в Мазурово, такого точно не бывает: сосняк в Мазурово на лесозаготовки не идёт, так что выжженный участок в переработку не пустишь. А вот на Дальнем Востоке, в Хабаровске, поджоги леса, я думаю, практикуются наравне с браконьерством. Если запалить хороший участок так, чтобы прошёл верховой пожар по тайге, то останутся сотни пригодных на продажу стволов. На это и рассчитывают поджигатели. Сгоревший участок будут вырубать, ведь ему уже не восстановиться. Вот только достанется ли этот пал самим поджигателям, ещё неизвестно.

Только беда объединяет

– Сколько за всё время в России людей погибли, надышались угарным газом да и попросту сгорели при тушении лесов – не перечесть. В прошлом году в Тыве, например, при тушении верхового пожара погибли восемь спасателей-парашютистов. А у нас на лесных пожарах гибли люди?

– У нас в области, к счастью, такого ещё не бывало. Но трудно представить, как страшно было жителям Мазурово, когда огонь однажды к посёлку подступать начал. Тогда пожар тушили всем миром: сами селяне, дачники. Кто из вёдер, кто из шлангов поливал огонь, не давая ему добраться до домов. Даже автомобилисты с трассы и то останавливались, канистры с водой несли, помогали тушить!

Смелости и героизма у нас хватает, жаль только, что чаще всего всё делается по принципу «пока гром не грянет». Ведь до пожара не до всех мазуровцев можно было «достучаться», заставить вырвать сухую траву около участков хотя бы. Да и вообще, за последние несколько лет, когда селянам стало невыгодно держать дома скотину, появилось много брошенных участков (бывших покосов), за которыми никто не смотрит, – они в первую очередь и горят. Вот и получается, что только беда нас способна объединить и вразумить…

– Вам приходилось кого-нибудь спасать из огненного плена, зверей, например?

– Самому зверьё спасать не приходилось, но каждый пожар – это бедствие для всех лесных обитателей. Представляете, в одночасье погибает целый мир?! Во-первых, спасаются, уходя с насиженных мест, звери, не все успевают забрать детенышей из нор, голодают птицы… К моему коллеге на участок пришла жить лосиха, так он её подкармливает и строго следит, чтобы там, где она живёт, пожара или даже пала не было. Ведь если испугается или, ещё хуже, погибнет животное – жалко будет, почти как человека!

Каждый участок после пожара – это очаг болезней для остального леса. Например, в повреждённой коре заводятся жучки-короеды, которые потом переходят на другие участки и портят уже здоровые деревья. Да и сам пал – серьёзная опасность, ведь он, как поленница дров, – только до огня. Залежится такая «поленница» – и в следующем году пожар начнётся именно с неё.

Только губить легко

– В Кузбассе ежегодно высаживают несколько миллионов деревьев, и это понятно: наш угольный край нуждается в озеленении (леса у нас занимают более 60% площади). Эти посадки восполняют потери от пожаров?

– Лучше задать другой вопрос: все ли из этих саженцев приживаются? И сколько лет понадобится, чтобы саженцы если не сравнялись с погибшими деревьями (чего никогда не случится), то хотя бы стали полноценным лесом? Это только погубить легко. А выращивать – трудно. И при этом каждый год у нас огонь повреждает сотни гектаров леса. Например, в 2011 было около 200 пожаров на площади 726 гектаров, а в жарком 2012 м, когда каждая сосенка готова была вспыхнуть как свечка, огонь тушили на площади около тысячи гектаров (и пожаров было 270!).

А ведь леса Кузбассу нужны как воздух. Если брать в среднем по области, то покажется, что леса у нас немало – больше половины территории. А вот если приглядеться повнимательнее, то увидим, что богат лесом только юг Кузбасса, а в промышленных районах – Беловском, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском – зелени мало, всего 10-15% от общей площади земли.

– Горит не только тайга, но и пригородные леса. Мазурово, где вы работаете, как раз пригородная зона. Здесь уследить за лесами труднее, чем в тайге или, наоборот, проще?

– На малонаселённых территориях количество неадекватных людей намного меньше, соответственно, и шансов, что кто-то бросит непотушенную сигарету или ради забавы подпалит траву, тоже меньше. А в пригороде только на одном участке за лето приходится по пять-шесть раз тушить огонь.

Хочу сказать, после введения новых законов число работников лесного хозяйства в Кузбассе сократились с 4,5 тыс. человек до 180. На каждого из нас приходится теперь по 36 тысяч гектаров леса. И вы понимаете, что при такой ситуации, когда чисто физически невозможно за всем уследить, будут леса гибнуть или расти, зависит только от совести людей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах