Десятикласснику Саше Гулину на следующий год сдавать ЕГЭ, но парень совершенно не определился с будущей профессией, а родители страдают: «Мой ребёнок не хочет ничего!» О том, что делать с детьми, которые не мечтают никем быть, и как найти им себя на рынке труда, корреспондент «АиФ – Кузбасс» спросила у директора профориентационного центра Дины Старовойтовой.
Не надо воспитывать раба
Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Дина Сергеевна, с каким, по-вашему, рынком труда сейчас сталкиваются подростки?
Дина Старовойтова |
Дина Старовойтова: Сейчас подросток, заканчивающий школу, техникум или вуз, попадает в условия жесточайшей рыночной конкуренции, поэтому детям и родителям нужно понимать, что с этим придётся столкнуться. Профориентация в школе лишь малая толика проблемы. Очень многим детям нужно становиться личностью. У нас разрушены институты и образования, и семьи, а подростки между ними, как между двумя жерновами. Мам сейчас учат, как выносить, запеленать ребёнка и чем его накормить, а как воспитать – нет, поэтому у детей к 15-ти годам нет ни мечты, ни цели. Всё то, что работает сейчас в нынешних школах, работает по принципу 70-80-х гг. прошлого века. Педагоги учат выполнять функцию, убивая творчество полностью. Поэтому дети не ценят труд, результаты труда и не понимают, что такое прилагать усилия. Обучение строится по простой схеме: выучил, написал тест, получил оценку.
Очень часто мы слышим от родителей: «Мой ребёнок ничего не хочет». Ребёнку обязательно нужно прививать ответственность - давать ему обязанности с последствиями. Это не уборка дома, а, к примеру, оплата Интернета, ведь, если ваш сын или дочь забудет его оплатить, вся семья останется на день без доступа к Всемирной паутине. Так родители покажут, что доверяют своему ребёнку. Ребёнок это почувствует и поймёт, что такое ответственность и последствия. И, конечно, детей нужно безгранично любить.
- А какие дети сейчас, по мнению работодателей? Чего будущим рабочим и офисным обитателям не хватает?
- Недавно я провела небольшой опрос среди предпринимателей и педагогов техникумов и вузов. Первые говорят, что дети стали безынициативными и хотят получать только зарплату за низкий уровень знаний. А вторые утверждают, что у них учится много активных ребят, которые готовы подрабатывать, но не знают, куда устроиться. Каждый живёт в своём микромире, и получается разговор слепого с глухим. Нужно уметь общаться друг с другом и понимать потребности друг друга.
В последнее время происходит «дебилизация» общества: с момента массового использования гаджетов, когда сообщения можно набирать, мы стали значительно хуже говорить. Но ведь речь - это интеллект. Поэтому основным преимуществом одного человека перед другим на рынке труда является умение думать и говорить. Важно иметь надпрофессиональные навыки: коммуникации, умения подать себя и ориентироваться в динамично меняющихся условиях.
Прогресс, шагом назад!
- Какие профессии уже уходят в прошлое, а за какими, наоборот, будущее?
- Мы стоим на пороге квантовой революции, поэтому, как только учёные создадут квантовый компьютер (он сможет работать с огромным массивом данных, решать множество задач, непосильных нынешним компьютерам – к примеру, разработать лекарство, найти рак на ранней стадии и т. д. – Прим. ред.), прогресс пойдёт неудержимо быстро.
Есть мнение, что средний класс выпадет, как ненужный, потому что останутся только богатые и обслуживающий персонал. Бухгалтеры, юрисконсульты, экономисты могут исчезнуть с рынка, потому что их работа укладывается в алгоритмы, которые будут выполнять компьютеры и программы. Крупные федеральные сетевые компании (допустим, представители сотовых операторов) не будут брать бухгалтеров и консультантов. Я не футуролог, но уверена, что не получится просто сидеть и получать зарплату, многим потребуется гибкость ума.Популярностью же будут пользоваться творческие и высокоинтеллектуальные профессии (IT-сфера, фундаментальная наука). Не стоит думать, что нас это не коснётся: в Кемерове уже появились кассы самообслуживания, для перевода денег нам не нужно отстаивать очереди - всё можно сделать онлайн.
- То есть человека могут заменить роботы? А как же представители технических специальностей?
- В прошлом году человечество совершило рывок, который, правда, не все заметили: впервые искусственный интеллект обыграл профессионального игрока в го (логическая настольная игра-стратегия с миллиардами ходов. – Прим. ред.). Это значит, что интеллект научился мыслить творчески. Инновации могут лишить работы слесарей – протечки в новых трубах изнутри могут заделывать нанороботы. Конечно, человеческий ресурс в Кузбассе, России будет востребован ещё долго. Но именно ставка на ручной труд делает нас страной третьего мира.
Мне хочется, чтобы наша область процветала, но отток самых умных из Кузбасса огромный: 20% выпускников уезжает. Как говорят специалисты управления образования, «это норма миграции». Но ведь уезжают отличники и хорошисты! Мэр Кемерова Илья Середюк очень правильно рассуждает на тему выбора, имиджа города, заботы о подростках, но, к сожалению, рядом с главой сидят люди, которые просто получают зарплату, а не работают. Городу нужно развернуться лицом к детям и не велосипеды дарить, а проводить совместные честные подростковые мероприятия: рассказывать в школах не про экстремизм, терроризм и наркотики, а, к примеру, про кемеровских учёных, которых немало, про по настоящему успешных в бизнесе, политике, производстве, фермерстве (да в любой сфере) кузбассовцах. Нужно показать детям, что успеха добивались не только в XVIII-XIX вв. (чьи портреты, в основном висят в классах?), что много наших современников, успешных в разных отраслях экономики и не только.
Мозольте глаза
- Есть старая поговорка: «Молодым везде дорога». Но ведь после окончания вузов выпускников сразу не берут на хорошие должности и хорошую зарплату. Учителям нужно отработать несколько лет, прежде чем получить квалификацию или стать завучем. Как себя мотивировать? Или реально после вуза устроиться в «Газпром»?
- Чтобы себя правильно мотивировать, нужно понять, чего ты хочешь: получать больше денег или стать крутым педагогом и сделать себе имя?
К сожалению, в быстро меняющемся мире большинство российских учебных заведений не могут адекватно ответить на запросы рынка, поэтому начиная с первого курса студентам нужно подрабатывать и быть активными. Предприниматели скорее возьмут на работу троечника, который все глаза промозолил, а не краснодипломника, который «пороха не нюхал». За что платят деньги? За то, что человек проявляет интерес к предприятию. Будущим учителям советую заранее посмотреть, в какой школе вы хотели бы работать (есть рейтинги), попытаться устроиться туда на практику и проявить себя.
- Есть мнение, что добиться успеха можно и без образования. Вы согласны с этим? Везде ли нужен диплом?
- Диплом не даёт гарантии, что человек найдёт работу. Гарантом является активная жизненная позиция, которую большинство молодёжи не проявляет. Но виноваты в этом мы, родители. Наши деды выиграли Великую Отечественную войну, летали в космос, а моё поколение смотрело, как растаскивают страну. Нашим детям не за что нами гордиться.
- Что делать, если ты ошибся в выборе профессии? К примеру, тебя уволили с должности, ты совершенно разочаровался в своём выборе, получаешь копейки и т. д.
- Потерянный год в 17-18 лет – это не потерянная жизнь. Можно отчислиться и пробовать заново. А тем, кто отучился, поработал и не смог, нужно набраться сил, проявить гибкость и пытаться найти себя в другой профессии, необходимо самообразовываться – все университеты мира оцифровали свои библиотеки. Нужно только заставить себя трудиться.