Количество машин на кузбасских дорогах постоянно увеличивается. Ежегодно только в Кемерове регистрируется 9 тыс. новых автомобилей, а качество водительских навыков новоиспеченных водителей все чаще оставляет желать лучшего.
Билеты под запретом?
Специалисты Западно-Сибирского филиала Научно-исследовательского центра БДД провели своеобразный эксперимент: составили анкету из десяти вопросов на знание правил дорожного движения без использования каких-либо иллюстраций и попросили кандидатов в водители пройти тестирование. К огромному их разочарованию, из 2 тыс. тестируемых не сдали экзамен 84%. Но парадокс в том, что итоги проверки знаний по обычным билетам с картинками в ГИБДД показали обратную картину: 80% тех же тестируемых сдали экзамен с первого раза.
Из этого исследования специалисты делают вывод, что в автошколах обучение сводится к заучиванию существующих экзаменационных билетов (перфокарт). По словам Виктора Мазура, заместителя начальника Западно-Сибирского филиала Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения, это становится возможным, потому что курсанты имеют неограниченный доступ к билетам с правильными ответами. В результате после такого обучения курсант выбирает ответ, не задумываясь и в принципе даже не понимая, почему именно его выбрал. А ведь главное в теоретическом курсе – понимание того или иного правила.
– Мы считаем, что целесообразно ввести запрет на распространение билетов с ответами. Например, в Великобритании такой запрет уже действует с начала этого года, – отметил Виктор Мазур.
Как стать водителем?
Говоря о качестве обучения, Василий Сысоев, исполнительный директор Федерации автошкол Кемеровской области, заметил, что учебная деятельность автошкол государством в первый год работы вообще не регулируется. Открыть свою автошколу, по его словам, вообще ничего не стоит, нужно лишь подготовить необходимые документы.
Нормативы для школ, указанные в госпрограмме Министерства образования, часто не соблюдаются. Так, минимальное количество обязательных часов теоретической части – 106. А практические занятия в своем минимуме должны занимать 50 часов. Многие автошколы предлагают обучить вождению за меньшие сроки и за меньшие деньги.
В дискуссии о стоимости обучения водителя участники встречи пришли к общему выводу, что теоретическое обучение меньше 3-5 тыс. рублей стоить не может, а практика обойдется не меньше чем в 15 тыс. рублей. В сумму обучения при этом должны входить стоимость бензина и амортизация автомобиля, плата за аренду помещения, автодрома и зарплата персонала.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что результат обучения правилам дорожного движения и навыкам вождения авто зависит даже от пола и возраста кандидата в водители, но успех зависит в основном от качества обучения в автошколе. Выбрать ее можно «по наводке», спросив совета у друзей, коллег с правами, или, лично посетив автошколу, оценить состояние автомобилей и вменяемость инструкторов. Но прежде нужно самому решить, что должно стать результатом обучения: удостоверение водителя или умение управлять машиной, права или твердое знание правил. Надо помнить, что права можно купить и без обучения, а вот безопасность на дороге не купишь.