НАПУТСТВУЯ гонщиков один из главных организаторов трофи "Таежный трофей" Андрей САВАНИН предупредил: "Здесь водится дикий зверь. Есть рысь, кабан. Вчера при проверке маршрута я видел свежие медвежьи следы. Поэтому будьте осторожны в дороге".
ПРИНЯТЬ участие в первенстве вызвались 23 экипажа. Подавляющее большинство трофистов прибыло на самых разных УАЗиках. О своем участии заявили и два мотоциклиста - братья Паранок.
Мы отправились за деревню Осиновка, что в Кемеровском районе. От нее до места проведения соревнований 24 километра по глухой тайге, где лежит всего одна отсыпанная дорога.
Каждый из участников перед стартом получил конверт с картой участка. Задача: быстрее всех найти как можно больше контрольных точек, разбросанных в радиусе восьми километров от лагеря в глухом лесу. Точек всего 30, причем на карте отмечены лишь 29. (Не было на ней 25 контрольной точки. О том, где она, догадались только супруги Шпанько, ставшие чемпионами в классе "Спорт". А 25 точкой был судейский УАЗ, на котором преодолевали препятствия президент кемеровского внедорожного клуба "Новигатор" Андрей Саванин и корреспондент "АиФ в Кузбассе".)
На все про все трофистам дали 10 часов. Отчаянные кинулись искать самые "дорогие" точки, за которые полагается побольше очков. Другие поехали к точкам поближе, в надежде быстрее их отыскать и пойти по маршруту дальше. Мы с Андреем Саваниным выехали вслед участникам соревнования.
Первое происшествие, как ни странно, произошло с судейским УАЗиком. Незамеченная кочка могла бы дорого нам стоить, не нажми на тормоза вовремя. На скорости УАЗ подбросило вверх. И вот мы уже на краю дороги, за которым в густой поросли - болото. Каким-то чудом левыми колесами джип остался стоять на дороге. Правая сторона повисла над темной водой. Как ни старался мотор, двухтонный автомобиль своим ходом на дорогу выезжать не хотел. И тут в голову пришла идея. Почему бы просто не съехать в болото передними колесами. А задний мост, когда будет опора, вытащит машину. Мне пришлось повиснуть на левой дверце УАЗа, чтобы автомобиль не перевернулся. Андрей начал тихонько выводить джип с обочины вниз. Действительно, как только оба задних колеса уцепились за грунт, УАЗик с ревом вылез обратно на дорогу. Поехали дальше.
Первых трофистов нашли возле 24 точки. Вернулись к мосту, перед которым буквально в километре от лагеря располагались сразу три контрольные точки. Здесь мы поспели как раз вовремя. Экипаж из Алтайского края уже штурмовал препятствия под мостом. В машине, судя по всему, он был уверен на сто процентов, так как буквально скакал по огромным бревнам, преграждавшим путь. За ним на точку подъехал мотоциклист. Он рисковать не стал, просто объехал бревна, благо места много не надо. Но настоящие трудности ждали трофистов впереди. По лесной тропинке метров четыреста от "главной" дороги - две точки. Стоимость их невысока, зато находятся рядом. Но как раз экипажу из Алтайского края они обошлись очень дорого. Здесь у него отказал передний мост.
Посмотрев, как участники месят грязь и проклинают организаторов, что дали так мало очков за столь трудные точки, возвращаемся на один из постов, чтобы перекусить. Но посидеть не пришлось. Подъехал главный судья первенства Наиль САДЫКОВ. "20 машин уехали в сторону Рудниковки, еще никто не вернулся, - крикнул он с дороги. - А недавно кто-то из парней по рации просил о помощи". Надо проверить. Снова садимся в УАЗ и едем на другой конец маршрута. Там самый сложный участок.
Первые следы внедорожников обнаружились довольно далеко от преполагаемого места. Оказывается, трофисты поехали в обход. Туда дорога еще была сносной. Удавалось не скатываться в колею и держать приличную скорость. Навстречу нам попались пропавшие гонщики. Три экипажа кемеровчан. По их радостным лицам можно было прочесть, что они нашли все, за чем сюда ехали.
Возвращались по объездной дороге. А зря. Все, кто здесь проехал, оставили свой след. В результате утренние лужи превратили глиняную дорогу в настоящее болото с глубокими колеями. Попадешь - уже не выйдешь. Пришлось ехать, как поезду по рельсам. Раза три нас выручал впереди идущий "Хантер", сам поминутно вязнущий в грязи. Кое-как добрались до сухой дороги. И надо же было случиться первой поломке. УАЗ перестал поворачивать направо. В рулевую тягу попала какая-то деревяшка. Вернувшись в лагерь, мы поняли, что у нас по сравнению с другими все благополучно.
Первым в лагерь прибыл трофист Андрей Савченко. У него отказали тормоза. Ни о какой гонке он дальше и не думал, ведь на следующий день возвращаться к себе в Барнаул. Надо починить машину. А тут еще, как на зло, руку сильно ушиб, когда сломался гидроусилитель руля. Сначала "починили" водителя, потом он взялся за машину.
За первой поломкой вторая. В лагерь приехал Дмитрий Паранок, выступавший на трицикле. Порвал шестеренку на трансмиссии. За ним сломался новосибирский ГАЗ-69 - отказал двигатель. Экипажу кемеровского клуба "4Х4" прямо в луже пришлось перебирать коробку передач - заклинило заднюю скорость. А с места двухтонный джип вручную не сдвинешь, лебедки нет. Но к вечеру в лагере собрались все.